МО учителей изобразительного искусства Анжеро-Судженска Воскресенье, 05.05.2024, 01:24
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Копилочка [26]
Книги [1]
Кинозал [6]
Учим рисовать [32]
ЛикБез [17]
ФГОС [13]
Релаксация
Аквариум поможет расслабиться. Просто любуйтесь и наслаждайтесь. Никуда нажимать не надо.
Часы работы
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 853
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » Копилочка

Метод проектов на уроках ИЗО
12.02.2014, 17:13

Метод проектов на уроках ИЗО


  Нельзя чему-то научить     человека, можно только помочь ему сделать для себя это открытие.

                                                                   Галилео Галилей          

      Мир, в котором мы живем, находится в постоянном изменении. И чем дальше развивается человечество, тем перемены становятся все интенсивнее и существеннее. Сегодня любая школа находится в условиях Модернизации Образования, поэтому каждому учителю необходимо отмечать те преобразования в обществе, которые диктуют необходимость формирования творчески активной личности, способной эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы. В связи с этим перед школой встаёт важнейшая задача совершенствования учебного процесса, что в свою очередь невозможно без творческих усилий педагогов. Учитывая всё это, нужно отметить, что уроки ИЗО, как любые другие, необходимо модернизировать, вводя новые формы проведения, используя инновационные педагогические технологии.

                     Школа будущего- школа «информационного века», в которой педагоги делают все, чтобы каждый учащийся стал личностью, ответственным и знающим гражданином, способным решать все новые задачи, самостоятельно добывать, осваивать и эффективно использовать необходимые для этого знания.

   Стоящие перед современным образованием цели и задачи также меняются- с «усвоения знаний» акцент переносится на формирование «компетентности происходит переориентация его на личностно-ориентированный подход. Личностно-ориентированное обучение объединяет в себе разные педагогические технологии -обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение и др. Особое место среди них занимает проектная деятельность, которая  в процессе формирования творческого потенциала личности развивается умения применять приобретённые навыки изобразительной деятельности на практике, что в свою очередь влияет на подготовленность школьников к взрослой жизни в современном мире.

           На своих уроках, занимаясь изобразительной деятельностью вместе с детьми, стараюсь создать условия для реализации природной тяги ребёнка к самораскрытию и саморазвитию.

    Развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему- все это лежит в основе проектной деятельности. Данная технология может быть использована, в первую очередь, для повышения качества обучения.

    Проектное обучение создает атмосферу творчества. В идее проектной методики привлекает то, что учащиеся сами участвуют в первоначальном выборе предмета деятельности, в обсуждении подходящих рабочих методов, в расписании работы над проектом и в выборе «конечного продукта». Проектная работа предоставляет учащимся возможность использование известных знаний, умений и навыков в реальных ситуациях и предполагает расширение активности учащихся. Она развивает способность определять ресурсы, использовать рациональные способы учебной и другой деятельности, а также дает возможность исследовательских методов в обучении.

  Использование мною проектной работы, целью которой является развитие учащихся, позволяет привлекать учеников с разными учебными способностями, придает им уверенность, положительно влиять на их отношение к изучаемому предмету в целом, развивает их интерес.

                 Тема проекта: '' Русская крестьянская изба''

Цели проекта:

  • становление и развитие духовно и нравственно богатой личности на национальной основе;
  • дальнейшее формирование культурно- исторической памяти, приобщение к культурным традициям своего народа, которые прочнее всего хранятся в народном декоративно- прикладном искусстве.
  •  развитие творческих способностей учащихся; способности самостоятельно добывать знания, применять приобретённые знания, умения и навыки изобразительной деятельности на практике.

Задачи проекта:

  ·        познакомиться с основами образно-символического языка, пришедшим к нам от далеких предков, корнями народного искусства, со старинной русской крестьянской избой средней полосы Росси: способами ее строительства, декором;

  ·        выполнить на предварительных зарисовках-эскизах узор причелины, лобовой доски, полотенца, окна со ставнями и наличниками, окна светелки;

  ·        выполнить перспективное построение рисунка русской крестьянской избы;

  • оформить декор избы;

  · подготовить и сделать устное сообщение-презентацию с демонстрацией    полученных результатов.

Участники проекта:  5-б класс 

Возраст учащихся: 11 лет

Время работы над проектом:  2011/2012 уч. г. (октябрь-декабрь)

Обеспечение:

  • Разнообразные художественные материалы: простой карандаш, гуашь, акварель, цветные карандаши, фломастеры;
  • Просмотр фотографий, картин, рисунков, таблиц, слайд-презентации и другого иллюстративного материала с изображением интересующего объекта исследования;
  • Работа с энциклопедическими источниками и др. печатными материалами, Интернетом;
  • Совершение прогулок и экскурсий с целью подробного ознакомления с объектами исследования.

    Ход учебного проекта:

1-й этап.

Рабата с учителем для погружения в тему проекта.

 Определили тему проекта, остановились на заголовке «Русская крестьянская изба». Поставили цели и задачи решения проекта. Составили план работы и способы решения проблемы проекта.

Цели и задачи решения проекта названы выше.

Способы  решения выстроили так:

1)  необходимо прочитать печатные источники или подобрать необходиый материал о старинных русских крестьянских избах в Интернете; подготовить небольшие сообщения;

2)  совершать прогулки и экскурсии в к старинным избам  нашей местности;

3) сфотографировать интересующие объекты для последующего рассматривания в классе;

4) прежде чем выполнить живописный рисунок русской избы, сделать зарисовки резных досок, окон разными художественными материалами.

5)  на основе полученных знаний, умений и эскизов выполнить живописный   

     рисунок русской избы.

2-й этап.

Информация о старинной русской избе

Типы изб и способы строительства

              В прошлые века люди предпочитали жить в деревянных домах, считая, что жить в них здоровее. Русские дома назывались избами. Слово "изба" происходит от древнеславянского "истьба" (ударение на "и"). ("Истьбой" или "истопкой" в летописях назвали отапливаемый жилой сруб в отличие от клети, неотапливаемого сруба.) Изба - это русское срубное жилище, преимущественно сельское, а до 17-18 веков оно было и городским. Сруб (иструб) - деревянное сооружение без пола, перекрытий, лестниц, дверей и оконных рам, возведенное из горизонтально уложенных бревен или брусьев.

           Было много типов изб. Тип зависел от расположения клетей между собой и их количества (двойни, тройни, четверни и т.д.), от количества внутренних стен (пятистенная, крестовaя), от способа отопления, расположения двора и т.д.

        Особенностью русского двора было то, что дома строились не рядом с воротами, а от главных ворот к дому пролегала дорога, иногда мощеная. В средней полосе России вместо того, чтобы строить большой дом или позднее делать к нему пристройки, сооружали несколько жилых строений, которые вместе назывались хоромы. Жилые строения имели разные названия. Кроме избы, были горницы, повалуши, сенники.    Иногда в одном дворе несколько строений соединялись между собой крытыми переходами. С боков дома часто устраивали завалинку, невысокую земляную насыпь, примыкающую снаружи к стенам избы.

             Терем имел два значения:
- древнерусский башнеобразный дом;
- верхний ярус хором, имеющий в отличие от чердака самостоятельные стены по периметру.

        Дома были четырехугольные. Деревянные дома делались обычно из сосновых или дубовых брусьев или бревен, уложенных горизонтально и образующих сруб (от русского глагола "рубить", т.к. сруб строили из рубленных топором круглых бревен или четырехугольных брусьев - пилой в то время не пользовались, она появилась лишь в 18 веке). Их очень аккуратно складывали, так плотно, что не оставалось щелей для прохода воздуха. При этом во всем доме могли не употребить ни одного гвоздя. Брусья клали один на другой и скрепляли в углах различными видами врубок, когда зубец одного бруса или бревна входил в выемку в другом. В брусьях и бревнах на нижней стороне делали углубление, чтобы оно плотнее укладывалось на нижнее. Толстые брусья прочно держались на месте, а для теплоты их обивали еще мхом. Мох клали и по окнам и дверям. Это называлось строить избу во мху, а если продавалась изба, не обитая мхом, ее называли срубом.
          Конструктивная основа избы - венец, т.е. горизонтальный ряд бревен или брусьев деревянного сруба. От количества венцов зависела высота сруба. Верхний венец в срубе избы назывался черепным венцом, а нижний, составленный из наиболее толстых и крепких бревен – окладным венцом.
        Такая конструкция использовалась русскими плотниками, т.к. основным строительным материалом были сосновые бревна, не всегда высушенные, и многовековая практика показала, что при таком материале лучше укладывать бревна горизонтально - одно на другое.

      Для северной и центральной полосы характерна высокая изба с подьизбицей или подклетом (нижним этажом дома), под двускатной тесовой кровлей, расположенная перпендикулярно улице. В южных областях была распространена низкая без подклета изба под четырехскатной соломенной крышей, расположенная вдоль улицы.

         Перед входом в дом обычно было крыльцо со ступенями, но в низких одноэтажных избах вместо него был деревянный помост, называемый передмостьем. В простых домах крыльцо огораживалось перилами, а в богатых оно делалось с кувшинообразными колоннами и покрывалось остроконечной кровлей. Вход на нижний этаж обычно был не через крыльцо.

           Откидное крыльцо - крыльцо перед внешней лестницей, не примыкающее к зданию. Крыльцо имело один или два входа, ступени крыльца вели на площадку - рундук, опиравшуюся на два или четыре столба, оттуда в сени второго этажа. (Сени, сенцы, сенки - входное помещение, обычно неотапливаемое, расположенное между отдельными клетями в избе или хоромах и между отдельными палатами в каменных зданиях. В сени обычно вела наружная лестница. Сени могли быть на втором этаже. В сенях устраивали чуланы, а летом спали. Сени предохраняли соседние помещения от ветра и холода. Они характерны для крестьянских домов и небольших городских домов). Если крылечко имело навес, оно называлось ганка или ганк.

Декор избы

             Большое значение в русском деревян­ном зодчестве придавалось резному декору сооружений. Наиболее яркой страницей этого искусства в XIX веке была домовая резьба Поволжья. Избы, нарядно «одетые» резьбой, на­поминают сказочные терема. Узорные доски с сочной, высокой рельефной резьбой с заглублён­ным фоном подчёркивают и выявляют конструк­тивные особенности сооружения. Контрастируя с бревенчатой постройкой, узорные доски уже издали выявляют основные объёмы — глубина западающего в тень фронтона подчёркнута ярко освещёнными крыльями, светёлочный проём окай­млён рельефной рамой наличника, под лобовой доской идут широкой орнаментальной полосой на­личники окон, торцовые доски чётко ограничива­ют края сруба, резные очелья ворот и калитки, нависая над полотнами створок, завершают фа­сад этого выразительного архитектурного комплекса.

             Пышный растительный узор круглыми завитками бежит по резным доскам, заплетая в свои побеги то крупные головки цветов, напоминающих ромашку, то грозди винограда, то декоративные плоды, похожие на огромные шишки каких-то сказочных деревьев. И в густоте пышного и ритмичного растительного узора словно позируют львы с очеловеченными головами, берегини в облике русалок, сирины в царственных коронах. И наконец, на самом близком рассмотрении они восхищают нас иной, новой красотой — совершенством резьбы, мелкой разделке которой мастера Поволжья придавали большое значение. Мы любуемся не только художественной образностью и мастерством исполнения резьбы, но и самим материалом — иссечённым резьбою деревом. Выветрившееся за многие десятилетия под открытым небом, дерево играет сейчас не только цветом, но и рисунком волокон. Одним из традиционных украшений крестьянского дома на протяжении почти всего XIX века была узорная лобовая доска, которая как бы венчала сруб, отделяя его от фронтона. Очень редко растительный узор шёл непрерывной сплошной лентой, равномерно заполняя всю лобовую доску от края до края. Обычно чётко намечался композиционный центр, которым служила иногда дата, заключённая в рельефную рамку. По сторонам от неё размещались львы, русалки и сирины. Иногда это был вазон, из которого выходили стебли гирлянды.

           Наравне с богатой орнаментикой лобовых досок с большой пышностью украшали под ними и красные окна дома, то есть окна, большие по размеру в отличие от маленьких — волоковых, которые в Поволжье рубили ещё в первой половине XIX века по обе стороны одного большого красного окна.

Особенно нарядно украшали мастера Поволжья наличники светёлочных окон. Занимая сильно за­падающее пространство фронтона, наличник светёлки являлся декоративным его центром. Решался он очень скульптурно, объёмно и всегда был ярко освещён. В резьбе светёлочных окон поражает творческая фантазия мастеров: здесь и элементы классической архитектуры, прекрасно вписанные в общую композицию наличника, и сказочные существа, и витые деревянные колонки, и птицы в ореоле лучей солнечных розеток. Красивая и живая текстура дерева обращает на себя внимание при рассмотрении деталей резьбы — фрагментов растительного узора и изображений разнообразных сказочных существ. Ритмичный живой узор волокон дерева подчас превосходно выявляет пластику рельефных изображений, подчёркивает выразительность глядящих на зрителя загадочных сиринов и берегинь, помогает донести живую мимику кошачьей морды льва. Естественный узор волокон то прорезает морщинками лоб, то тонкими лучами разбегается от глаз по округлости щёк, то подчеркивает смешливую линию носа, то залегает вокруг сложенного в гримасу рта. Мастер тонко чувствовал материал и почти всегда заставлял его усиливать выразительность своих образов. Вот почему сказочные персонажи в деревянной резьбе Поволжья воспринимаются совершенно по-новому и приобретают свои, присущие только деревянной народной пластике черты.

Одним из наиболее интересных и самых распро­странённых изображений волжской домовой резь­бы является образ берегини, который не встреча­ется ни в одном другом виде русского народного искусства. Название «берегиня» не оставляет сом­нения в том, что когда-то это существо должно было оберегать. По-видимому, «оберега» в обра­зе русалки резалась сначала на судах, и возник этот образ ещё в те времена, когда верили в доб­рую силу божества, которое оберегало людей во время плаваний от злых духов стихии.

 

 3-й этап.

          В начале проекта мы подбирали материал  о старинных русских избах, а именно: о способах их строительства, о типах изб в зависимости от географического положения, о единстве конструкции и декора, о старинных знаках и образах, которые использовались  в узорах  резных досок. Весь этот материал собирали из разных источников: посещали библиотеку (просматривали журналы, книги, справочники и энциклопедии), наш школьный музей, пользовались Интернетом. Готовили сообщения, сопровождаемые картинками или фотографиями, и выступали с ними перед товарищами по вариантам. Ходили на прогулки и экскурсии по близлежащим деревням, во время которых рассматривали сохранившиеся узоры на резных досках, на наличниках окон, на фронтоне, фотографировали их. По возвращении  с экскурсий дома и на уроках делали зарисовки. На одном уроке – графические зарисовки причелин (придумывали узор из орнаментальных рядов в виде знаков солнца, земли, воды  простым карандашом), на другом – рисовали узоры на лобовых досках, используя растительные элементы, образы фантастических существ. Далее выполнялись рисунки красных окон со ставнями и наличниками, украшенными знаками солнца, земли, воды, растительными элементами, птицами, фантастическими существами, окон светелки в виде домиков-теремков. Это являлось подготовкой к основной работе над живописным изображением русской крестьянской избы.         

            После такой подготовки упражнялись в построении рисунка в перспективе на эскизе, а потом непосредственно  приступили к работе над избой в  формате А3.  Далее работали в цвете. Материалы выбирали по своему усмотрению: гуашь, акварель, цветные карандаши, фломастеры, – или по совету учителя, который знает наши возможности, предпочтения. Работы получились разные, какие-то лучше, какие-то чуть хуже, но главное, все они были выполнены с любовью к русской старине, традициям своего народа, с уважением к своим предкам.

Итог

              Данная тема творческого проекта помогла нам проникнуться духом старины, познакомиться с русским национальным  искусством резьбы по дереву, традициями в деревянном зодчестве,  оценить мастерство старинных умельцев. Научила удивляться, любоваться красотой деревянных построек, способствовала привитию желания сохранить эту красоту следующим поколениям.

              В процессе осуществления проекта  были получены и закреплены знания о перспективном построении рисунка, законы композиции,  приемы и способы работы с разными художественными материалами.

 

Литература:

 

  1. Н.А. Горяева, О.В. Островская.Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека – учебник для 5 класса по программе Б. М. Неменского.
  2. М.М. Громыко. Мир русской деревни, Москва, «Молодая гвардия», 1991 г.
  3. А.С. Хворостов. Декоративно-прикладное искусство в школе, пособие для учителей, Москва, «Просвещение», 1981г.


Людмила Викторовна Лисицина

http://lyuda-lisitsina.narod.ru/



Категория: Копилочка | Добавил: Админ | Теги: метод проектов, на уроках ИЗО, Декор избы, русская изба
Просмотров: 3985 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Личный кабинет
Гость



Группа:
Гости
Время:01:24

Уважаемый Гость, мы рады видеть Вас на сайте! Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!

Время
Рекомендуем
  • Департамент образования КО
  • КРИПКиПРО г. Кемерово
  • Кемеровская областная научная библиотека им В.Д. Федорова
  • УО г. Анжеро-Судженска
  • Центральная библиотека
  • Школы
  • Школа № 3
  • Школа № 7
  • Школа № 8
  • Гимназия № 11
  • Школа № 12
  • Школа № 17
  • Школа № 18
  • Школа № 22
  • Школа № 32
  • Школа № 36
  • Школа № 37
  • Школа № 38
  • Дополнительное образование
  • ДХШ №12
  • ДМШ №19
  • МБОУ ДОД "СЮТур
  • ДООСЦ "Олимп"
  • ДДТ
  • ДЭБЦ им. Г.Н. Сагиль
  • МЕТОД.СУНДУЧОК – Сайт учителя изо
  • УМЕЛЫЕ РУЧКИ – Поделки своими руками
  • Черчение и ИКТ – Электронный учебник
  • Поиск по сайту
    Календарь