(по материалам сайта standart.edu.ru) К - Л
Качество образования
Комплексная характеристика,
отражающая диапазон и уровень образовательных услуг, предоставляемых населению
(различного возраста, пола, физического и психического состояния) системой
начального, общего, профессионального и дополнительного образования в
соответствии с интересами личности, общества и государства. Качественное
образование должно давать возможность каждому индивиду продолжить образование в
соответствии с его интересами.
Коммуникативная деятельность
взаимодействие двух (и более)
людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания
отношений и достижения общего результата (М.И. Лисина, 1986).
Коммуникативная компетентность
Умение ставить и решать
определенные типа коммуникативных задач: определять цели коммуникации,
оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера
(партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к
осмысленному изменению собственного речевого поведения (Петровская Л.А., 1982).
В коммуникативную компетентность, соответственно, входит способность
устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми,
удовлетворительное владение определенными нормами общения, поведения, что в
свою очередь, предполагает усвоение этно- и социально-психологических эталонов,
стандартов, стереотипов поведения, овладение «техникой» общения (правилами
вежливости и другими нормами поведения) (Кабардов).
Коммуникативные действия
Обеспечивают социальную
компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей
(прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать
в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в
группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со
сверстниками и взрослыми.
Коммуникация
- смысловой аспект общения и
социального взаимодействия. Коммуникация обслуживает совместную деятельность
людей и предполагает не только обмен информацией, но и достижение некой
общности – установление контактов, кооперацию (организацию и осуществление
общей деятельности), а также процессы межличностного восприятия, включая
понимание партнера.
Контроль в учебной
деятельности
Обеспечение эффективности учебных
действий путем обнаружения отклонений от эталонного образца и внесение
соответствующих корректив в действие.
Критерии оценки сформированности
универсальных учебных действий
- соответствие
возрастно-психологическим нормативным требованиям;
- соответствие свойств
универсальных действий заранее заданным требованиям.
- сформированность учебной
деятельности у учащихся, отражающая уровень развития метапредметных действий,
выполняющих функцию управления познавательной деятельностью учащихся.
Компетентность
Умение активно использовать
полученные личные и профессиональные знания и навыки в практической или научной
деятельности. Различают образовательную, общекультурную, социальнотрудовую,
информационную, коммуникативную, компетенции в сфере личностного самоопределения
и др.
Компетентность информационная
Способность и умение
самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать
необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных
информационных технологий. См. образовательная компетентность.
Компетентность коммуникативная
Способность личности к речевому общению и умение слушать. В качестве
обязательных умений, обеспечивающих коммуникативность индивида, выделяются:
умение задавать вопросы и четко формулировать ответы на них, внимательно
слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, комментировать
высказывания собеседников и давать им критическую оценку, аргументировать свое
мнение в группе (в классе), а также способность выражать собеседнику эмпатию,
адаптировать свои высказывания к возможностям восприятия других участников
коммуникативного общения. См. Образовательная компетентность.
Компетентность в сфере
личностного самоопределения
Способности, знания и умения,
позволяющие индивиду осмыслить свое место в мире, выбор ценностных, целевых,
смысловых установок для своих действий, опыт самопознания.
Компетентность образовательная
Способности активно использовать
знания, умения, навыки, личностные качества, обеспечивающие успешную подготовку
учащихся в одной или нескольких образовательных областях. В зависимости от
содержания образования (учебных предметов и образовательных областей) различают
ключевые – метапредметные, общепредметные и предметные компетенции.
Компетентность
профессиональная
Способности и умения эффективно действовать
в рамках своей профессии и квалификации. Оценка профессиональной компетенции
проводится многими фирмами по специально разработанным программам. С этой целью
применяются: биографический метод, интервью, тестирование, групповые методы
оценки персонала, психодиагностические методики.
Компетентность
социально-трудовая
Способности и умения,
обеспечивающие человеку эффективно действовать в процессе трудовой
деятельности, владеть нормами, способами и средствами социального
взаимодействия, ориентироваться на рынке труда.
Компетенция
1) круг полномочий и прав, предоставляемых законом, уставом или договором
конкретному лицу или организации в решении соответствующих вопросов;
2) совокупность определенных
знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен и иметь
практический опыт работы.
Конкурентоспособность
выпускника
Совокупность личностных и
профессиональных характеристик, обеспечивающих преимущества данного выпускника
с точки зрения его успешной социализации.
Критерии сформированности универсального
действия нравственно-этического оценивания
- структура ценностного сознания;
- уровень развития морального
сознания;
- присвоение моральных норм,
выступающих регуляторами морального поведения;
- полнота ориентации учащихся на
моральное содержание ситуации, действия, моральной дилеммы, требующей
осуществления морального выбора.
Критический период развития
Период развития, когда организм
ребенка оказывается в метастабильном неустойчивом состоянии, подвергается более
высокому риску развития пограничных и патологических состояний. Критические
периоды в развитии школьника: 5-6-й годы жизни; 12-15-й годы жизни.
Критерии оценки качества
образования
Показатели и признаки, на
основании которых оценивается качество общего образования: адекватность
отражения потребности личности, общества и государства в общем образовании в
основополагающей системе требований стандартов; условия реализации
общеобразовательных программ начального, основного (неполного среднего) и
среднего (полного) общего образования и их соответствие требованиям стандартам;
ресурсное обеспечение образовательного процесса (в том числе – его кадровое
обеспечение) и их соответствие требованиям стандартов; реализуемые в
образовательном процессе и достигаемые учащимися результаты освоения основных
общеобразовательных программ и их соответствие планируемым результатам как на
уровне требований стандартов, так и на уровне его ресурсного обеспечения.
Критерии сформированности
универсальных знаково-символических действий
- рефлексия как способность к
осознанию планов и их соотношения, алфавитов, синтаксиса и пр.;
- обратимость – способность
переходить от плана означаемого к плану означающего и обратно, от использования
одного языка к другому;
- инвариантность как сохранение
при всех преобразованиях некоторого инварианта содержания при изменениях его
формы (например, в случае кодирования одного содержания разными
знаково-символическими средствами;
- интенция – сознательное,
произвольное, намеренное использование или построение тех или иных
знаково-символических средств;
- отделенность – неотделенность
знаково-символических средств от объекта.
Критериально-оценочная функция
стандартов
Требования к содержанию
образования, объему учебной нагрузки, процедурам оценки образовательных
результатов выпускников, образовательной деятельности педагогов,
образовательных учреждений, системы образования в целом, позволяющие
регулировать развитие системы образования на основе разработанных федеральных
государственных образовательных стандартов.
Личностные универсальные
учебные действия
Обеспечивают ценностно-смысловую
ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми
этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный
аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:
- действие смыслообразования, т.
е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом,
другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность,
ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое
значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.
- действие нравственно-этического
оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных
ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Логическая грамотность
Свободное владение комплексом
элементарных логических понятий и действий, составляющих азбуку логического
мышления и необходимый базис его развития.
Логическое мышление
Способность и умение учащихся
производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и
др.), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждение
и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических
схем - индуктивной или дедуктивной).
Локусы согласования
образовательных потребностей
Социальные институты, образующие
узловые точки взаимоопределения социальных потребностей. В таких точках
происходит согласование – взаимная «притирка» запросов, и генерируются новые
социальные потребности. Противоположностью таких узловых точек являются «зоны
депривации», т.е. области, в которых уже сформировавшиеся потребности остаются
без адресата, не получают удовлетворения.
Личностные результаты
образовательной деятельности
Система ценностных отношений
обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому
образовательному процессу и его результатам, сформированные в образовательном
процессе.
|