ГЛОССАРИЙ
(по материалам сайта standart.edu.ru) Р - Т
Регулятивные действия
- обеспечивают организацию
учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся
- целеполагание как
постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и
усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование – определение
последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование –
предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным
эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция – внесение
необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения
эталона, реального действия и его продукта;
- оценка - выделение и
осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание
качества и уровня усвоения.
- волевая саморегуляция как
способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию -
к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Результаты, не подлежащие
оценке в ходе итоговой аттестации выпускников в рамках контроля успешности
освоения основных образовательных программ Ценностные ориентации выпускника, отражающие его индивидуально-личностные
позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.);
характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);
индивидуальные психологические характеристики личности.
Результаты, подлежащие оценке
в ходе итоговой аттестации выпускников в рамках контроля успешности освоения
основных образовательных программ
Способность к решению
учебно-практических задач на основании: системы научных знаний и представлений
о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах; умений
учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности; обобщенных
способов деятельности; коммуникативных и информационных умений; умения
оценивать объекты окружающей действительности с определенных позиций.
Санитарно-эпидемиологическое
благополучие населения
Состояние здоровья населения,
среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов
среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его
жизнедеятельности.
Система оценки учебных
достижений обучающихся
Система и состав инструментария,
включающая описание объекта и содержание оценки (требования, структурированные
в соответствии с используемой таксономией); критерии и процедуры оценивания;
формы представления результатов; условия и границы применения.
Системно-деятельностный подход
к построению образовательных стандартов
Подход к построению стандартов второго поколения с ориентацией на итоговые
результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов
Согласование потребностей
–процесс взаимоопределения
социальных потребностей. Исходя из различной степени формализации и
институционализации, можно говорить о самосогласовании потребностей – в тех
случаях, когда эти процессы не регулируются напрямую управляющими субъектами; и
о согласовании потребностей (в узком смысле), когда рассматриваемые процессы
являются предметом управленческого регулирования.
Содержание образования
- педагогически адаптированная
система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и
эмоционально-ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает
развитие личности. Специальное образование дает человеку знания и умения,
необходимые в конкретной отрасли деятельности. Содержание общего образования
обеспечивает участие школьников в социальной, непрофессиональной деятельности,
формирует их мировоззрение, систему ценностей и идеалов, обусловливающих
гражданскую позицию каждого индивида, его отношение к миру и определение своего
места в нем.
Лернер И.Я. Содержание
образования // Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. М., 1999. Т. 2.
С. 349
Социальный заказ
Требования общества,
интегрирующие потребности личности и семьи в области общего образования,
сформировать у обучающихся умения вести безопасный и здоровый образ жизни,
готовность к соответствующему поведению на основе полученных знаний и умений;
активную жизненную позицию, готовность к трудовой деятельности, обеспечивающей
личное и общественное благополучие в условиях рыночной экономики; идеалы
равенства, социальной справедливости, гармонии и разнообразия культур как
демократических и гражданских ценностей; осознание нравственного смысла свободы
и её неразрывной связи с ответственностью, развитое правосознание, умение
делать осознанный и ответственный личностный выбор.
Статус и место стандартов в
системе нормативно-правовых документов системы образования
Государственная норма, важнейший
нормативно-правовой акт, устанавливающий от имени Российской федерации
определенную совокупность требований, регулирующих деятельность системы общего
образования, на основе (с учетом) которой производится разработка: примерных
(базисных) образовательных планов и программ; системы оценки соответствия
содержания и качества подготовки обучающихся федеральным государственным
образовательным стандартам в процессе аттестации выпускников в различных
формах; положения о рекламации на качество образования и (или) несоответствие
качества образования установленным требованиям; экспертизы учебников, учебного
оборудования и средств обучения для общеобразовательной школы; системы
аттестации педагогических работников; контрольных измерительных материалов для
объективной оценки и мониторинга образовательных достижений обучающихся в
рамках общероссийской системы оценки качества образования; подходов и методики
расчета механизмов бюджетного финансирования системы образования, тарификации
педагогических кадров.
Структура основных
образовательных программ
Комплект указаний, программ и
требований, из которых состоит структура образовательных программ: состав
программ, рамочное описание базовых компонентов образовательных программ
начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, а
также требования к соотношению частей основной образовательной программы и их
объему, в том числе, к соотношению обязательной части основной образовательной
программы и части, формируемой участниками образовательного процесса. см.
требования к структуре основных общеобразовательных программ.
Субъекты образовательного
процесса
- учащиеся, их семьи, социальные
и профессиональные группы, административные институты и институты гражданского
общества.
Требования к кадровому
обеспечению необходимому для реализации основных общеобразовательных программ
Система нормативов и регламентов,
необходимых для обеспечения реализации основных общеобразовательных программ и
достижения планируемых результатов общего образования: укомплектованность
кадрами, соответствующих профилю преподаваемой дисциплины и необходимой
квалификации, способными к инновационной профессиональной деятельности,
обладающими необходимым уровнем методологической культуры и сформированной
готовность к непрерывному образованию. Cм. требования к компетентности
работников образования.
Требования к результатам
освоения основных общеобразовательных программ
Описание совокупности
компетентностей выпускника образовательного учреждения, определяемых
личностными, общественными и государственными потребностями к результатам
освоения основных общеобразовательных программ. требования являются
инвариантными и обязательными для исполнения на всей территории российской
федерации. они могут быть дополнены требованиями субъектов российской
федерации, образовательных учреждений, учителей в целях более полного отражения
потребностей региона, специфики образовательной программы образовательного
учреждения, специфики контингента обучающихся. требования задают критерии
оценки личностных, метапредметных и предметных результатов на каждой ступени
школьного образования, характеризуют планируемые результаты, возможность
достижения которых должна быть гарантирована всеми учреждениями, реализующими
программы основного общего образования, независимо от их вида, местонахождения
и организационно-правовой формы, являются составной частью примерных учебных
программ по предметам, программ развития универсальных учебных действий
учащихся, программ воспитания и социализации учащихся.
Требования к структуре
основных общеобразовательных программ
Система норм, регламентирующих
содержание и организацию образовательного процесса, обеспечивающего достижение
планируемых результатов общего образования. основные образовательные программы
начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования,
направлены на решение задач формирования общей культуры, адаптации личности к
жизни в глобальном обществе, на создание основы для саморазвития и
самосовершенствования обучающихся, осознанного выбора направлений продолжения
образования и профессиональной деятельности.
Требования к условиям
реализации основных общеобразовательных программ
Интегральное описание
совокупности кадровых, финансовых, материально-технических, гигиенических и др.
сфер ресурсного обеспечения общего образования, необходимых для реализации
основных образовательных программ.
|