МО учителей изобразительного искусства Анжеро-Судженска Воскресенье, 05.05.2024, 06:32
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Копилочка [26]
Книги [1]
Кинозал [6]
Учим рисовать [32]
ЛикБез [17]
ФГОС [13]
Релаксация
Аквариум поможет расслабиться. Просто любуйтесь и наслаждайтесь. Никуда нажимать не надо.
Часы работы
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 853
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » Копилочка

Личностно-ориентированные технологии на уроках изобразительного искусства
12.02.2014, 16:51

Личностно-ориентированные технологии на уроках изобразительного искусства     

    

   Социальные запросы, предъявляемые к школе, диктуют учителю поиск новых форм обучения. Одной из таких форм являются   личностно-ориентированные технологии, которые характеризуются гуманистической и психотерапевтической направленностью.  Они ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее разностороннего, свободного и творческого развития, реализации ее природного потенциала. Личность ребенка в этой технологии является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели (что имеет место в авторитарных технологиях). Согласно этого стараюсь видеть в каждом ребенке индивидуальность, неповторимость каждой личности и принимать ее таковой, какая она есть.         

    Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей, но педагог умелым руководством должен дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда.  В первую очередь,  я стараюсь дать всем положительный настрой на работу в начале урока (шутки, юмор, пожелание успеха, нацеливание на то, что у них обязательно все получится), подбадриваю слабых, неуверенных в себе  учащихся. Стараюсь  проявлять внешне выраженное, материализованное в словах, мимике, пластике, действиях,  расположение к каждому ребенку, внимание, заботу, нежность, признательность, восхищение. Общение с классом начинается еще на перемене.

   Практически каждый урок у нас начинается со стихотворного приветствия, например:

1.

Друзья мри, я очень рада

Войти в приветливый ваш класс,

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз,

Я знаю, каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок.

Возьмем же в руки кисти, краски

И вместе сочиним урок.

2. Свое стихотворение:

Добрый день, дорогие мои друзья!

В кабинете ИЗО рада видеть вас я.

Красотой будем здесь мы опять любоваться,

И конечно же  творчеством  заниматься.

    Из психологии мы знаем, что всех людей можно отнести к одному из четырех типов темперамента: холерикам, сангвиникам, флегматикам и меланхоликам. Работая девять  лет учителем ИЗО, я долго наблюдала за каждым типом и заметила, что холерики (их можно назвать вспыльчивыми или безудержными) к изобразительному искусству проявляют повышенный интерес, к творческой деятельности приступают быстро, но этот интерес поддерживается недолго. Выполнять кропотливую работу они не могут. Проявляют особый интерес к живописи и лепке. Внимание привлекает сочность и яркость выбранных ими  гуашевых красок. Если задание им нравится, и все у них получается, то они могут работать с удовольствием, быстро и долго. При успехе торжествуют. Трудности в работе их не пугают, неудачу могут скрыть, но нередко, если что-то не устраивает или не получается, могут обидеться, начать новую работу, а старую порвать. Или вовсе прекращают работать.  Если указать на недостатки, могут проявить гнев и даже агрессию. Посещают студии, кружки, но долго не задерживаются. Нуждаются в постоянной поддержке.

    Сангвиники (подвижные) активны во всех видах изобразительной деятельности. Включаются в работу быстро, проявляют уравновешенность, заинтересованность. Движения уверенны, неторопливы. Используют все художественные материалы, многокрасочную палитру, разные мазки. Неудачи не вызывают психологических срывов. Работа сопровождается остановками, взглядами. Увлечение новой деятельностью длится недолго, но небольшой стимул снова вызывает интерес к работе. Хорошо реагируют на природу. Проявляют  доброжелательное отношение к сверстникам, тактично относятся к их работе. Охотно посещают кружки, студии, но самостоятельной изобразительной деятельностью не занимаются.

    Флегматики (слабые) Включаются в работу медленно, не решительны во время художественной деятельности, трудно переносят нагрузки, не могут долго и сосредоточенно работать. Боятся красок, кистей. Предпочтение отдают графике. Живописные работы у них достаточно прозрачны. В процессе творческой деятельности нерешительны, застенчивы, спокойны, чувствительны к ласке. Переживают по незначительному поводу (капля краски на бумаге). Любят слушать музыку, лирические произведения. К успехам товарищей доброжелательны. Чаще других занимаются в студиях, кружках и самостоятельно дома.

    Меланхолики (пассивные) в изобразительной деятельности сдержанны и спокойны. Одинаково включаются во все виды работы. Хорошо запоминают приемы работы, но к процессу творческой деятельности приступают не сразу. Работоспособность у таких детей длительная. Большое предпочтение отдают фрагментам природы, любят рассматривать детали. Цветовые пятна на их работах тонкие и не плотные. К своему творчеству относятся спокойно и даже критически. Не всегда решаются высказать свое мнение Их нельзя торопить во время работы. Очень недоверчивы, быстро разочаровываются, поэтому кружки, студии посещают редко, чаще занимаются творческой деятельностью самостоятельно дома.

     Чтобы обеспечить всем детям на уроке комфорт, я рассаживаю их по группам. Известные психологи, С.Л. Рубинштейн и Л.С. Выгодский, говорят, что возможен различный  комплексный подход к распределению групп. Во-первых, одну группу учащихся могут составлять дети одного и того же типа темперамента. И так четыре группы. Разделение на разные группы помогает осуществлять личностно-ориентированный подход, потому что с разным типом темперамента осуществляется разная работа. Что я и стараюсь делать. Например, в 3 классе дети рисуют пейзаж по стихотворению. Меланхоликам я даю яркие краски (радостный пейзаж),  холерикам (безудержным) говорю шепотом, глажу по голове, даю светлые краски (нежный, волшебный пейзаж).  А сангвиникам предлагаю выбрать, какой захотят. Флегматикам, чтобы успокоить, нацелить на то, что все получится могу в качестве поддержки прочитать стихотворение на ушко:

Не волнуйся, успокойся,

Красок ты дружок не бойся,

Кисточкой ты их погладь,

На бумаге след оставь.

Посильней на ворс нажмешь –

След широкий ты найдешь,

Кончиком чуть-чуть коснешься –

Тонкой линии добьешься.

   Таким образом, идет как бы дирежирование учебным процессом. Кроме этого выдаю разные художественные материалы: безудержным – большой лист, жесткую большую кисть, слабым – маленький лист бумаги, тонкую, нежную кисть. А иногда, учитывая настроение учащегося поступаю наоборот для того, чтобы несколько успокоить очень подвижного, эмоционального ребенка и расшевелить, заставить поверить в свои силы инертного, слабого, неуверенного в себе ученика.

    Во-вторых,  Рубинштейн говорил, что у человеческого организма существуют четыре психологические функции: 1)  мыслительная, 2) эмоциональная, 3) чувствительная, 4) интуитивная. У ребенка какая-то одна из трех первых функций доминирует. Как проверить, какая? Для этого предложить рассмотреть картину Врубеля «Царевна-лебедь». Дети с преобладанием мыслительной функции начинают рассуждать, как царевна грустна, переживает, она не поняла, кем быть лучше. Эмоциональные учащиеся – взрывные, сразу выкрикивают: «Ух, ты! Как красиво!» Чувственные –  начинают ее жалеть. Таким образом, возможно другое разделение на группы.

     Наблюдения за работой учащихся показывают: одни быстро и хорошо выполняют поставленные перед ними задачи и работы их выразительны, интересны; другие работают быстро, но рисунки невыразительны, с большим количеством ошибок; третьи не справляются с поставленными задачами, делают грубые ошибки, потому что неорганизованны, плохо слушают учителя; четвертые работают медленно, не успевают закончить работу, так как стараются выполнить ее как можно лучше. Поэтому я использую и третий вариант деления учащихся для работы: 1 группа – сильные дети, 2 группа – средние, 3 группа – слабые учащиеся. Например, на уроке по ДПИ в 5 классе, конспект которого приведен ниже.

     И в заключении хочется отметить, что учителю необходимо усвоить принцип, гениально угаданный К. Роджерсом: видеть способности ученика в неразвитой форме. Все живое начинает проявляться в своем развитии сначала недифференцированно, сходно с другими,  и лишь позднее начинает просматриваться  индивидуальное. Сказанное выше позволяет оценить, насколько важно, чтобы учитель привлекал детей к взаимному эмоциональному сопереживанию, выставляя рисунки каждого из них для всеобщего обсуждения, исключающего критику. И сам очень осторожно подходил к оценке детской работы, отмечая только положительное, чтобы,  не дай бог, не навредить, не погасить у ребенка желание заниматься художественной  творческой деятельностью. Поэтому в каждой детской работе я стараюсь найти что-то хорошее: красиво подобранное цветовое сочетание, плавную линию, интересный мазок и т. д.


Людмила Викторовна Лисицина

http://lyuda-lisitsina.narod.ru/



Категория: Копилочка | Добавил: Админ | Теги: Личностно-ориентированные технологи, на уроках изобразительного искусств
Просмотров: 1654 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Личный кабинет
Гость



Группа:
Гости
Время:06:32

Уважаемый Гость, мы рады видеть Вас на сайте! Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!

Время
Рекомендуем
  • Департамент образования КО
  • КРИПКиПРО г. Кемерово
  • Кемеровская областная научная библиотека им В.Д. Федорова
  • УО г. Анжеро-Судженска
  • Центральная библиотека
  • Школы
  • Школа № 3
  • Школа № 7
  • Школа № 8
  • Гимназия № 11
  • Школа № 12
  • Школа № 17
  • Школа № 18
  • Школа № 22
  • Школа № 32
  • Школа № 36
  • Школа № 37
  • Школа № 38
  • Дополнительное образование
  • ДХШ №12
  • ДМШ №19
  • МБОУ ДОД "СЮТур
  • ДООСЦ "Олимп"
  • ДДТ
  • ДЭБЦ им. Г.Н. Сагиль
  • МЕТОД.СУНДУЧОК – Сайт учителя изо
  • УМЕЛЫЕ РУЧКИ – Поделки своими руками
  • Черчение и ИКТ – Электронный учебник
  • Поиск по сайту
    Календарь