МО учителей изобразительного искусства Анжеро-Судженска Воскресенье, 05.05.2024, 08:08
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Копилочка [26]
Книги [1]
Кинозал [6]
Учим рисовать [32]
ЛикБез [17]
ФГОС [13]
Релаксация
Аквариум поможет расслабиться. Просто любуйтесь и наслаждайтесь. Никуда нажимать не надо.
Часы работы
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 853
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » Копилочка

Художественно-эстетическая интеграция различных видов искусств на уроках ИЗО
12.02.2014, 16:43
Художественно-эстетическая интеграция различных видов искусств на уроках ИЗО

   Социальные запросы, предъявляемые к школе, диктуют учителю поиск новых форм обучения. Чтобы шагать в ногу со временем на уроках и во внеурочное время использую современные педагогические технологии:

  •  педагогику сотрудничества;
  •  интеграцию разных видов искусств;
  •  личностно-ориентированные технологии;
  •  информационные технологии;
  •  здоровьесберегающие технологии;
  •  игровые технологии
  •  проектную методику.

   Интеграция – процесс сближения, связи наук, происходящий наряду с процессами дифференциации. Интеграция совершенствует предметную систему, помогает преодолению ее недостатков и направлена на углубление взаимосвязей между предметами. Задача интеграции состоит в том, чтобы помочь учителям осуществлять объединение отдельных элементов и частей разных предметов в единое целое при однотипности целей и функций обучения.

   На своих уроках я применяю интеграцию разных видов искусств: музыки, литературы и изобразительного искусства. И делаю это, в первую очередь, для того, чтобы пробудить у детей интерес к изобразительному искусству, желание работать творчески и повысить результаты художественной творческой  деятельности учащихся. То есть, практически на каждом уроке мною используются в тесной связи друг с другом музыка (классическая, современная инструментальная, русские народные, современные песни и др.) и художественное слово (поэзия, отрывки из прозаических произведений, загадки, сказки).

  Гармонично подобранные музыка и стихи позволяют дать хороший эмоциональный настрой на работу в начале урока. Они поддерживают у ребят интерес на протяжении всего занятия. И особенно удачным считаю использование записей музыкальных пьес во время практической творческой деятельности учащихся. Их слушание позволяет детям включить фантазию, создать в воображении необходимый образ для осуществления поставленных задач, а затем передать этот образ в живописи, графике или народной росписи.

   На моих уроках звучит разная музыка. Выбор музыкальных пьес зависит от типа, формы, темы урока. Например, на уроках-путешествиях, уроках-играх по живописи, графике при работе над пейзажем чаще всего используются записи музыкальных пьес из сборника П.И.Чайковского «Времена года», музыка Вивальди, современная инструментальная музыка или музыка природы (голоса птиц, шум ветра, шорох листвы,  журчание воды).

На занятиях по декоративно-прикладному искусству чаще всего используется фольклорный материал: песенный и поэтический.

На уроках-сказках – волшебная музыка М.П.Мусоргского. Например, в пятом классе, выполняя комбинированную работу «Зимний лес», в начале урока во время аналитической беседы включаю запись сюиты Мусоргского «Баба Яга». Под ее звучание читаю стихотворение Ю.Паркова «Овраг», в котором описывается волшебный таинственный лес.

Сырь да сутемень в дремном овраге.
Там, во мху с головы до пят,
Затаились кривые коряги
И, как змеи Горынычи спят.
Пахнет глиной, грибами и прелью,
И, кудесник разбойных ночей,
Донимает лукавой свирелью
Сумасбродный бродяга-ручей.
Зачинается. Только послушай!
Зачарованный, встань и замри:
Пень – горбатый, живой, неуклюжий,
Словно леший, возник из земли.
А до сказки – всего лишь полшага:
Можно даже коснуться рукой!
В осторожных сутемках оврага
Дух языческий и колдовской.
Эту жуть, это странное иго
Ни стрела не порушит, ни меч…
А до сказки – всего лишь полмига
И не боязно очи обжечь. 

    Во время объяснения нового материала для того, чтобы пробудить у детей интерес к этой теме, включить воображение, декламирую отрывок из стихотворения Н. Рубцова:                 

Знаешь, ведьмы в такой глуши
Плачут жалобно.
И чаруют они, кружа,
Детским пением,
Чтоб такой красотой в тиши
Все дышало бы,
Будто видит твоя душа
Сновидение.
И закружат твои глаза
Тучи плавные
Да брусничных глухих трясин
Лапы, лапушки.
Таковы на Руси леса
Достославные!
Таковы на лесной Руси
Сказки бабушки.               

   И поэзия, и музыка сразу уносят учащихся в мир сказки, помогают прочувствовать красоту зимнего леса и затем передать ее в работе.

     Иногда уроки, связанные со сказками, начинаю со  стихотворения, собственного сочинения, звучащего под музыку из телепередачи «В гостях у сказки» (вступление), например, урок во втором классе на тему: «Образ человека и его характер в живописи. Раскрытие характера сказочного героя (доброй феи и злой колдуньи) с помощью цвета»:

 

                                    Тихо-тихо скрипнув дверью,

                                    Снова сказка входит в класс.

                                    Соловьиной нежной трелью

                                    Завораживает  нас.

                                    И волшебным теплым ветром

                                    Проскользнув по уголкам,

                                    Наполняет душу светом,

                                    Дарит радость малышам.

              Далее продолжаю:

   – Вместе с этой волшебной музыкой и стихами к нам в класс проскользнула сказка, и она приглашает нас в свои владенья, в страну сказочных героев. (Включается запись песни из телепередачи «В гостях у сказки».) Хотите отправиться в такое путешествие? (Чтение стихотворения):

Сказки гуляют по свету,

Ночь запрягая в карету.

Сказки живут на полянах,

Бродят на зорьке в туманах.

Мир озарив чудесами,

Сказки летят над лесами,

На подоконник садятся,

В окна, как в речки глядятся.

Сказки со мною повсюду,

Их никогда не забуду.

   Я сама очень люблю поэзию и стараюсь привить эту любовь детям. На уроках читаю стихи не только всенародно известных поэтов-классиков (Пушкина, Тютчева, Фета, Бунина, Есенина и др.),  но и местных современных авторов (Сороколетовой, Агафонова, Голицына, Крехова, Лизунова), а также, как вы уже заметили, стихи собственного сочинения. Причем стихи звучат, я повторюсь, на каждом уроке при изучении любой темы, при решении любой задачи.

Например, коснемся темы Родины. Одной из основных задач нравственного воспитания учащихся является формирование чувства Родины. Это понятие складывается из нескольких аспектов. Например, у младших школьников Родина – это, прежде всего, их дом, семья, школа. Постепенно это понятие расширяется,  и любовь к дому, к близким выливается в любовь к своей малой родине: поселку, району, области. И, наконец, в дальнейшем – к общей большой Родине – России.

  Изобразительное искусство – это плодотворная почва для выращивания этих ростков любви, поэтому данная задача решается практически на каждом уроке, начиная с первого класса. И осуществляется она через чувства, эмоции. То есть, начиная с начальной школы, я учу детей радоваться  всему красивому, восхищаться этим красивым, удивляться ему. Ведь удивление, как считал Аристотель, –    начало  творческого отношения к миру и к жизни в нем.

                             Я удивляюсь небу, я удивляюсь снегу,

                             Я удивляюсь дождю, я удивляться люблю.

   Именно с любования красотой родного края начинается зарождение чувства любви к Родине, чувства национальной гордости. У Константина Паустовского есть такие слова: «…и если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы. Любовь к родной природе – один из верных признаков любви к своей стране». И действительно это так. Ребенок, который сумел оценить красоту родной природы, пропустил ее через свое сердце, научится беречь природу, любить ее, а затем постепенно научиться любить Родину. Недаром Родина – природа – однокоренные слова.

  И снова в решении этой задачи помогает мне использование художественного слова. Например, когда дети пишут пейзаж родной земли под тихую, спокойную, лиричную музыку зачитываю свои стихи:

                                1.   Орехово-Зуевским районом

                                      Гордимся с детства мы, не зря.

                                      Красивых много регионов,

                                      Но лучше всех наша земля.

                                      Раскинулась она в Мещере:

                                      В восточной ее стороне.

                                      Дивится каждый поневоле

                                      Природной ее красоте.

                                      Здесь и поля, и лес милее,

                                      И в небе выше облака.

                                      Луга  здесь ярче и пестрее,

                                      Студеней быстрая река.

                                      И соловьи поют приятней,

                                      Нежнее шепчется листва.

                                      Нет в мире места благодатней,

                                      Чем ты, родимая земля.

  Мои стихи помогают ребятам почувствовать красоту родной природы в разное время года и изобразить  ее в своих работах, так как в запасе имею стихи и об осени, и о зиме, и о весне. Кроме этого я собрала целые подборки стихов к разным темам. Например, изучая тему «Образ русской природы» в 4 классе, мы выбираем определения, подходящие к описанию родной природы из стихов известных авторов (Есенина, Тютчева, Фета, Бунина и др.). Выясняем, что природа у нас сказочная, волшебная, светлая, раздольная, древняя, могучая и т.п. После этого предлагаю детям выбрать понравившееся стихотворение или несколько четверостиший и по ним написать пейзаж.  При этом постоянно обращаюсь к прошлому опыту ребенка, к его ощущениям от увиденного, услышанного. Предлагаю вспомнить свой любимый уголок природы, мысленно увидеть красоту белоствольных березок, стройных сосен, могучих елей, услышать звонкое щебетание птиц, шелест листвы, журчание воды и потом свои ощущения, свои чувства передать в рисунке. А чтобы было легче это сделать, во время практической работы включаю музыку, запись с голосами птиц.

   Развивая тему Родины, хочется отметить, Россия – центр христианской, точнее, православной цивилизации. А отличительная черта всех христианских городов – православные храмы. «…Россия в злате куполов, молитвой и веками освященных…». Так сказал однажды великий князь Константин Романов. И действительно, российские храмы – основа национальной культуры и духовности русского народа, а одноглавые церкви в обрамлении зелени, кажущиеся жемчужинами на зеленом бархате, всегда были неотъемлемым элементом русского пейзажа. Такие церкви кажутся легкими, невесомыми и вызывают в людях щемящее чувство Родины. Этой теме я также посвящаю много уроков.  Рассказываю детям о том, какие великолепные храмы, украшенные мозаикой, фресками, иконами, были возведены на Руси после введения христианства, о внешнем и внутреннем устройстве православного храма. Рассказ сопровождаю показом иллюстраций, чтением стихов, прослушиванием музыкальных произведений. Дети узнают о том, что церкви старинные – одноглавые, однокупольные. Более поздние – уже пятикупольные. А есть церкви, у которых множество глав. Храмовое многоголовье – гордость России.

                      А.Вознесенский

Ты стоишь, сияя златом

Необъятных куполов,

Над Востоком и Закатом,

Зыбля зов колоколов.

                      В.Брюсов

     И лишь после этого, дети приступают к изображению храмов, а я в это время    включаю    запись    песни    «Малиновый звон»   муз.   А. Морозова,     сл. А. Поперечного или колокольные перезвоны.  И стихи, и музыка сразу уносят детей в мир прекрасного, помогают прочувствовать красоту и величие православных храмов и передать это в работе.

   Во время  знакомства учащихся шестого класса с бытовыми картинами, предлагаю нарисовать интерьер комнаты. При этом использую в качестве художественного слова стихотворение  «Родной дом»:

     Что может быть милей родного дома?                                  

     Того, где появился я на свет.

     Мне с детства в доме этом все знакомо,

     Здесь на любой вопрос легко найду ответ.

     Откуда б ни пришел сюда, я знаю,

     Меня здесь встретят с нежностью всегда.

     И радостной улыбкой просияют

     Приветливые мамины глаза.

     Отец положит на плечо мне руку:

     «Ну, здравствуй, сын»,  – промолвит не спеша.

     Слова эти прогонят быстро скуку,

     Проблемы все решим мы сообща.

  Это же стихотворение можно использовать и при знакомстве с жанром «портрет», когда дети изображают маму, папу или всю свою семью.

  А когда мы работаем по теме «На школьной перемене», то использую стихотворение о нашей гимназии, сочиненное к ее юбилею:

Гимназия наша – храм науки.

Здесь учатся дети, не зная скуки.

Волшебный терем! Сказочный град!

Творить, заниматься в нем каждый рад.

Как в сказке, происходят здесь превращенья

С теми, кто трудится, проявляя терпенье.

Волшебный огонь здесь горит всегда

Познаний, открытий, упорства, труда.

И пусть этот сказочный школьный дом

Наполнен всегда будет только добром.

Пригоршнями детям добро раздавая,

Пусть процветает школа родная.

    Формирование чувства Родины немыслимо без приобщения к культурным традициям своего народа. Эти традиции прочнее всего хранятся в народных песнях, сказках, народном декоративно-прикладном искусстве. Чтобы знакомство с народными промыслами проходило эффективнее, организовываю экскурсии в центры народных промыслов, использую настоящие произведения декоративно-прикладного искусства и обязательно использую или фольклорный материал (песенный и поэтический) или же небольшие четверостишья собственного сочинения. Например, на уроке ДПИ на тему «Жостовская роспись», чтобы объяснение было более понятным и интересным, во время отработки способов составления цветов из мазков сопровождаю свои действия чтением четверостиший:

                           Раз мазок, два мазок –

                           Получился лепесток.

                           Собери все пять их вместе,

                           И распустится цветок (пятилистник ).

 

                           Как зигзаг другой мазок

                           Пишем аккуратно.

                           Получился василек.

                           До чего приятно!

     

                           Лепестки-мазочки

                           Размести по кругу.

                           И цветок ромашку

                           Ты подаришь другу.

  Или при обобщении знаний о городецкой росписи использую загадки-четверостишья:  

                     Самый крупный из цветов

                     С точкой в середине.

                     Он основа всех основ

                     Писан по голубому синим.

                                                                          (Розан.)

В этом маленьком цветочке

                    Не увидишь лепесточки.

                    Сверху точка у него

                    И крупная дужка напротив нее.

                                                                         (Бубенчик.)

                    А  у этого цветка

                    Крупного, красивого,

                    Точка сбоку расцвела,

                    Красная иль синяя. 

                                                  (Купавка.)

   Не всегда можно найти загадку по теме урока в сборниках, книжках, поэтому по мере необходимости я их сочиняю сама. Например, в первом классе на уроке пластилиновой живописи по теме «Цветик-семицветик» загадываю:

                             Очень на радугу похож,

                             Она семицветная, я тож.

                             На вид и нежный, и приятный.

                             Имею запах ароматный,       

Или читаю  стихотворение-загадку:

Однажды в бабушкином сказочном саду

Цветок волшебный распустился вдруг на грядке.

Похож немного был на радугу-дугу:

Семь разноцветных лепестков на грядке.

 

Случайно в сад тот девочка зашла,

И бабушка цветок ей подарила.

О чудных, важных свойствах этого цветка

Старушка той девчушке сообщила:

 

Ты лепесток волшебный нежный оторви,

Когда заветное желанье загадаешь.

Простое заклинанье вслух произнеси,

И что потом случится, сразу же узнаешь.

Спрашиваю у ребят, о каком цветке идет речь в этом стихотворении, из какой он сказки?

  Заключительным моментом урока могут служить такие строки, сочиненные мной:

И если в жизни встретишь ты, дружок

Цветок, что исполняет все желанья,

Не торопись срывать последний лепесток.

Подумай, вдруг облегчит чьи-то он страданья.

Старайся в жизни ты творить добро,

Больным и немощным помочь ты не стесняйся.

Не огорчайся, если вдруг тебе не повезло,

И злом на зло ответить не пытайся.

Тогда господь тебя вознаградит:

С небес высоких вдруг Всевышний улыбнется,

Приветливо и нежно поглядит –

                   И твой поступок вновь добром к тебе вернется.

  Очень часто нам приходится принимать участие в различных конкурсах. Так,  для урока с пожарной тематикой сочинила стихотворение-загадку  об огне:

               Он теплом всех согревает,

               Радость часто доставляет.

               Но если волю дать ему,

               Не подчинится никому.

               Бушевать будет, пылать,

               Людям горе доставлять.

               Только пеной иль водой

               Затушим мы его с тобой.

   Во время объяснения материала, чтобы оно было более образным, предлагаю вниманию детей стихотворение «Озорной огонек»:

               Чиркнул спичку наш дружок –

               Появился огонек.

               Малыш рад ему, смеется.

               Огонек-то вьется, вьется.

               Искры пляшут на полу,

               Улыбаясь малышу.

               А малыш бросил бумажку,

               Съесть огню дал промокашку.

               Стал вдруг огонек расти,

               Все съедает на пути:

               Занавеску, покрывало.

               Одеяло запылало.

               Не до смеха малышу:

               Трудно дышится ему,

               Жарко в комнате, угарно.

               Поиграл с огнем он славно!

               Вот уж наш мальчишка плачет,

               А огонь по стульям скачет.

               Знать большой беде тут быть,

               Если пламя не тушить.

               Знай, дружок! И знай, подружка!

               Спички детям – не игрушка!

А закончить данный урок можно такими строками:

Мы –  огоньки веселые,

Искримся и растем.

Красоту, тепло и радость

Часто людям мы несем.

Но шутить с нами опасно!

Это всем должно быть ясно!

Вместо радости, друзья,

Случается порой беда.

С огнем внимательным ты будь.

Слова мои не позабудь.

    Когда дети выполняют рисунки на военную тематику, посвященные Дню Победы, опять же читаю им стихи о войне, вместе мы слушаем записи песен военных лет, вполголоса поем их. И стихи, и песни помогают детям прочувствовать боль нашего народа от пережитого, гордость за свою страну, за свой народ и передать свои впечатления в живописных и графических работах.

    В начальной школе, знакомя малышей с акварельными и гуашевыми красками, придумываю и рассказываю им сказки о Белой фее, Черной колдунье, разноцветных сказочных замках, волшебных реках. Это и возбуждает интерес к уроку, и заставляет мысленно рисовать образ, фантазировать. Часто по завершении работы мы вместе с детьми придумываем сказки, рассказы, что раскрывает творческие способности учащихся.

   Таким образом, интеграция разных видов искусств помогает мне прививать ребятам интерес к занятиям изобразительной деятельностью, развивать их творческую активность, формировать понятия красоты, духовности  и нравственности.

Людмила Викторовна Лисицина


http://lyuda-lisitsina.narod.ru/

Категория: Копилочка | Добавил: Админ | Теги: на уроках ИЗО, скачать бесплатно, искусства, Различные, виды
Просмотров: 1727 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Личный кабинет
Гость



Группа:
Гости
Время:08:08

Уважаемый Гость, мы рады видеть Вас на сайте! Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!

Время
Рекомендуем
  • Департамент образования КО
  • КРИПКиПРО г. Кемерово
  • Кемеровская областная научная библиотека им В.Д. Федорова
  • УО г. Анжеро-Судженска
  • Центральная библиотека
  • Школы
  • Школа № 3
  • Школа № 7
  • Школа № 8
  • Гимназия № 11
  • Школа № 12
  • Школа № 17
  • Школа № 18
  • Школа № 22
  • Школа № 32
  • Школа № 36
  • Школа № 37
  • Школа № 38
  • Дополнительное образование
  • ДХШ №12
  • ДМШ №19
  • МБОУ ДОД "СЮТур
  • ДООСЦ "Олимп"
  • ДДТ
  • ДЭБЦ им. Г.Н. Сагиль
  • МЕТОД.СУНДУЧОК – Сайт учителя изо
  • УМЕЛЫЕ РУЧКИ – Поделки своими руками
  • Черчение и ИКТ – Электронный учебник
  • Поиск по сайту
    Календарь