МО учителей изобразительного искусства Анжеро-Судженска Среда, 08.05.2024, 21:22
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Копилочка [26]
Книги [1]
Кинозал [6]
Учим рисовать [32]
ЛикБез [17]
ФГОС [13]
Релаксация
Аквариум поможет расслабиться. Просто любуйтесь и наслаждайтесь. Никуда нажимать не надо.
Часы работы
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 853
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » Копилочка

Эстетические сигналы на уроках изобразительного искусства
18.01.2013, 15:52
Эстетические сигналы на уроках изобразительного искусства

Уроки изобразительного искусства и художественного труда в начальной школе представляют благодатную почву для формирования эстетической культуры младшего школьника. Урок, в котором соединяются красота и польза, где в непосредственной практической деятельности, направленной на художественную обработку материала, развиваются чувственная и интеллектуальная сферы личности ребенка, наиболее удовлетворяет не только образовательной потребности, но и решению задач духовного, в частности, эстетического становления личности. На уроках изобразительного искусства и художественного труда формируются все компоненты эстетической культуры младшего школьника.

 Понятие «Эстетическая культура личности младшего школьника» не может быть определено однозначно, поскольку это не сумма каких – либо качеств и признаков, а динамическое, процессуальное образование, которое представляет собой постоянно меняющуюся и обогащающуюся совокупность эстетических ЗУН , соединенных с эстетической деятельностью на основе конкретного жизненного опыта каждого ребенка и детского коллектива в целом. Процесс формирования эстетической культуры личности младшего школьника – это целенаправленный педагогический процесс эстетического воздействия на ребенка, включения его в эстетическую деятельность, осуществляемый  учителем и организуемый им совместно с детьми.

 К концу обучения в начальной школе она содержит эстетическое восприятие, эстетическое чувство, эстетические знания, эстетические потребности, эстетическое суждение, эстетический вкус, эстетический идеал только складываются и определяются. Формирование эстетической культуры личности младшего школьника требует строго учета возрастных особенностей учащихся, включения их в постоянную и разнообразную эстетическую деятельность.

 Одним  из основных средств реализации задач урока изобразительного искусства и художественного труда, направленных на формирование эстетической культуры младшего школьника и продиктованных его особенностями, является использование «Эстетических сигналов» (модифицирована идея Ю.А.Филипьева) как необходимого педагогического условия.

 Под «эстетическими сигналами» я понимаю определенные импульсы, которые использует педагог для успешного формирования эстетической культуры младшего школьника. Они содержат в себе элементы эстетической информации, с помощью которой учитель воздействует на чувственно-эмоциональную и деятельную сферы личности учащегося. Говоря о знаково-символической форме культуры, восприятии и отражении индивидом окружающего мира как системы символов, знаков, эти символы-знаки представляются мне носителями культуры вообще и эстетической в частности. Следовательно, постоянное  планомерное введение в урок «эстетических  сигналов» действует  и на сознание ребенка, и на его подсознание.

 Выделяются:

             - словесные   и  наглядные



Словесные «эстетические сигналы»

  1. Сигналы – сообщения – это эстетическая информация, которую учитель предлагает младшим школьникам на уроке, содержащая импульсы,

                                                              1.

цель которых – воздействие на сознание школьника, ведущее к формированию эстетической культуры личности. Для этого сообщения, рассказы учителя, беседы с учащимися должны быть простыми, доступными и интересными. Необходимо вносить в них игровые элементы, образность, сказочность. Такая информация должна подаваться детям с учетом их предыдущих знаний и опыта, иметь элементы красочности, художественности. Не стоит забывать, что понятия «доброта» и  «красота» у детей этого возраста часто носят синонимичный характер, поэтому пробудить в ребенке чувство прекрасного возможно, только создав атмосферу доброжелательности. Сигналы – сообщения способствуют организации эстетической деятельности в классе.

Примером такого сигнала может быть побуждение педагогом детей эстетической организации рабочего места: «Для того, чтобы нам приятно было работать, чтобы поделка получилась красивой, доброй, чтобы у нас было хорошее настроение, которое вы можете передать и вашей поделке, необходимо расположить все материалы и инструменты на столе красиво. В таком случае, когда вы будете смотреть на свой рабочий стол, у вас будет появляться желание работать, вам будет приятно трудиться за таким столом, ваше рабочее место будет вызывать хорошее настроение, приятные чувства».  

2.    Сигналы – напоминания.

На уроке учителю часто  приходится обращаться к уже имеющимся знаниям, умениям и навыкам детей. В процессе формирования эстетической культуры эти моменты должны носить определенный характер. В течение всего урока учитель обращается к  классу и отдельным учащимся с напоминаниями для закрепления эстетической информации.

  В начале урока эти фразы – напоминания актуализируют знания детей (носят организационный характер): они могут содержать сведения об истории возникновения и развития различных видов художественного труда, о ранее изученном теоретическом и практическом материале, о приобретенном детьми жизненном опыте, об эстетике рабочего места.

В момент самостоятельной практической деятельности сигналы – напоминания имеют чувственно – эмоциональный характер,  воздействуют на мотивационно – потребностную сферу детей, накладывают отпечаток на эстетическое отношение ребенка к совершаемым действиям, что делает их эстетически ценными, влияющими на мировосприятие. Так, педагог во время изготовления поделки напоминает, что она должна быть аккуратной, отражать задуманный художественный образ, что она должна быть яркой, привлекательной. Сигналы, имеющие чувственно-эмоциональный характер, способствует формированию всех компонентов эстетической культуры личности. Немаловажными являются сигналы-напоминания, используемые учителем при подведении итога урока. Они носят рефлексивно-формирующий характер и активизируют эстетическое суждение, которое представляет собой из главнейших составляющих таких компонентов эстетической культуры личности, как эстетическое восприятие, эстетический вкус, эстетическое отношение, а также являются основой для формирования эстетического идеала. Сигнал-напоминание уместен и  в процессе анализа детьми собственных работ и работ товарищей: он позволит подсказать форму выражения мысли, необходимый аспект анализа, средства вербального выражения впечатлений.

3. Сигналы – стимулы.

Основным видом сигнала-стимула является вопрос.

 В разработанной образовательным стандартом методике трудового обучения существует система вопросов, которые учитель задает детям на уроке. Они направлены в первую очередь на активизацию эстетической деятельности детей, на формирование их эстетического опыта, на развитие эстетического мышления и воображения, на побуждение к эстетической деятельности детей,

                                                           2.

на возникновение и развитие эстетических интересов младшего школьника.

Например, вопрос учителя, подводящий  школьника к выбору правильного решения, активизирует знания о цвете и цветовых сочетаниях; поскольку такой вопрос несет в себе определенную эстетическую информацию или направленность, он настраивает детей на эстетическую деятельность, активизирует чувство прекрасного.

 Сигналы-стимулы могут представлять собой предложение учителя выполнить какое-либо эстетическое действие, побуждение ребенка к сотворчеству («А давайте попробуем сделать вот так…»).


4. Наглядные эстетические сигналы.

К ним относятся сигналы, воспринимаемые визуально: выставки работ декоративно-прикладного искусства, схемы, шаблоны, образцы изделий, демонстрационный дидактический материал, внешний облик учителя.

 

* Схемы, шаблоны, используемые на уроках изобразительного искусства и художественного труда, должны быть понятными, подробными, эстетичными. Использование плавных цветных линий, художественно, а не схематично выполненных элементов способствует наиболее глубокому восприятию и наиболее глубокому восприятию и наиболее доступно для понимания детьми. Вывешиваемые на доске из урока в урок подобные схемы, а также схемы цветового спектра и т.д. также будут являться наглядными эстетическими сигналами. Такие же требования предъявляются и к шаблонам для работы младших учащихся на уроках  художественного труда.

 

* Образцы изделий, приносимые учителем в класс. Образцы должны прежде всего быть доступны и понятны детям. Для этого рекомендуется составлять их из небольшого количества деталей; детали отделки должны быть просты и понятны; материал, из которого сделана поделка, - узнаваем, формы – правильными, пропорциональными. Размер образца должен соответствовать размеру детского изделия; если же изделие мало и не может быть по причине малого размера продемонстрировано учителем у доски одновременно всему классу, то необходимо иметь еще один образец, который будет большего размера, - демонстрационный. Также необходимым требованием мне представляется не только аккуратность их выполнения, но и оригинальность, ярко выраженное художественное начало. Образец должен привлекать ребенка, нравиться ему, вызывать интерес, пробуждать у младших школьников желание приобщиться к художественно – трудовой деятельности.

 

* Используемые на уроках художественного труда дополнительные материалы (стразы, блестки, пуговички, кусочки тесьмы и др.) могут быть представлены в демонстрационных коробочках и располагаться так, чтобы дети без труда могли их использовать в своих работах. Красота, броскость, яркость, пестрота и близость материалов пробуждают у детей потрогать и поработать с ними.

 

* Выставки работ, выполненных в технике  различных видов декоративно – прикладного искусства (ДПИ). 

Устраивая в классе выставки таких изделий, посещая с детьми на уроках-экскурсиях подобные выставки, учитель не только знакомит детей с народным искусством, но и создает базу для формирования эстетической культуры младших школьников.

  Образцы народного творчества вызывают у детей живой эмоциональный отклик, следовательно, такие эстетические сигналы способствуют возникновению эстетических эмоций и чувств; желание вновь и вновь общаться с этим и изделиями – рассматривать их, трогать руками, играть с ними и пр.

                                                                      3.

 (от каждой встречи с учителем изобразительного искусства и художественного труда дети ждут новых образцов изделий ДПИ;

 

увидев учителя, спрашивают, когда вновь к ним придет и что принесет).

Следовательно, выставочные экземпляры несут в себе такие импульсы, которые способствуют формированию эстетических потребностей и мотивов (хочу такую же, потому что она мне нравится, она красивая, цветная, яркая; ею можно играть; подарю маме, бабушке и т.д.).

 Такие изделия, выполненные с соблюдением правил и закономерностей, способствуют формированию эстетического вкуса, эстетического отношения, являются  эталоном, а значит, способствуют формированию основ эстетического идеала.

 

Таковы, на  мой взгляд, основные сигналы и технология их использования на уроках изобразительного искусства и художественного труда в качестве средства формирования  всех компонентов эстетической культуры младшего школьника.    

 

 

                       

 

 

                  

 

 

 

                              Использованная литература

 

* Ильинская И.П. Формирование эстетической культуры младших школьников в процессе кружковой деятельности. Белгород, 2005.

* Эстетическая культура и эстетическое воспитание:

   Кн. для учителя  / Сост. Г.С.Лабковская. М., 1983.

* Филипьев Ю.А. Сигналы эстетической информации. М., 1971.

 

 





Категория: Копилочка | Добавил: Админ | Теги: учителю, эстетические сигналы
Просмотров: 1421 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Личный кабинет
Гость



Группа:
Гости
Время:21:22

Уважаемый Гость, мы рады видеть Вас на сайте! Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!

Время
Рекомендуем
  • Департамент образования КО
  • КРИПКиПРО г. Кемерово
  • Кемеровская областная научная библиотека им В.Д. Федорова
  • УО г. Анжеро-Судженска
  • Центральная библиотека
  • Школы
  • Школа № 3
  • Школа № 7
  • Школа № 8
  • Гимназия № 11
  • Школа № 12
  • Школа № 17
  • Школа № 18
  • Школа № 22
  • Школа № 32
  • Школа № 36
  • Школа № 37
  • Школа № 38
  • Дополнительное образование
  • ДХШ №12
  • ДМШ №19
  • МБОУ ДОД "СЮТур
  • ДООСЦ "Олимп"
  • ДДТ
  • ДЭБЦ им. Г.Н. Сагиль
  • МЕТОД.СУНДУЧОК – Сайт учителя изо
  • УМЕЛЫЕ РУЧКИ – Поделки своими руками
  • Черчение и ИКТ – Электронный учебник
  • Поиск по сайту
    Календарь