Как сделать из обычной разукрашки шедевр!
(с элементами художественных техник от М.Водопьяновой)
На примере раскрасок для девочек "Принцесса" мы постараемся научиться базовым приемам и навыкам раскрашивания цветными карандашами. Вы узнаете, как правильно держать карандаш, чем отличается штриховка от тушевки, как придать рисунку объем и многое другое. Даже самая простая раскраска в умелых руках может стать настоящим шедевром!
![Уроки по раскраскам Уроки по раскраскам](http://zakras.ru/uploads/images/3881e3a86e7287f3c6fbc7bc44468400)
![Уроки по раскраскам Уроки по раскраскам](http://zakras.ru/uploads/images/9c5778f20b43d9eccaa40925faacd74a)
![Уроки по раскраскам Уроки по раскраскам](http://zakras.ru/uploads/images/32922263bd998ded251215ec42b12fdd)
![Уроки по раскраскам Уроки по раскраскам](http://zakras.ru/uploads/images/2f4ce0a2e5a17b3fa29ed4e5663de49a)
УЧИМСЯ ПРАВИЛЬНО ДЕРЖАТЬ КАРАНДАШ
Письмо и рисунок — очень похожие действия. Поэтому большинство людей держит карандаш также, как и ручку, между большим и первыми двумя пальцами, ближе к острию карандаша.. Но помните - хорошо заточенный кончик карандаша при сильном нажиме легко ломается или крошится. Давить на карандаш, как при письме ручкой, не надо. Этот способ позволяет легко управлять карандашом и идеален для конкретной техники — линейной и перекрестной штриховки.
![Урок первый. Учимся правильно держать карандаш Урок первый. Учимся правильно держать карандаш](http://zakras.ru/uploads/images/aa22b67beecd51dfd2f15b9374a98753)
Чтобы сделать рисунок выразительней, легче, и живее попробуем держать карандаш дальше от конца.
![Урок первый. Учимся правильно держать карандаш Урок первый. Учимся правильно держать карандаш](http://zakras.ru/uploads/images/067da9bc6209ed7bb65a8d60c9400665)
Живописные энергичные линии или растушовку удобнее делать, прижав стержень сверху указательным пальцем.
![Урок первый. Учимся правильно держать карандаш Урок первый. Учимся правильно держать карандаш](http://zakras.ru/uploads/images/7974fcf74e75f5cd558057b36ca53330)
"Обратный захват" - способ может быть удобен для штриховки и растушовки. Карандаш кладется на кисть и прижимается большим пальцем. Движения при этом получаются короткие, всей кистью.
![Урок первый. Учимся правильно держать карандаш Урок первый. Учимся правильно держать карандаш](http://zakras.ru/uploads/images/d66ec3ad76d1ce7fb7f45baf702c51ed)
Еще один способ обратного захвата. Движения кончика карандаша производятся всей кистью.
![Урок первый. Учимся правильно держать карандаш Урок первый. Учимся правильно держать карандаш](http://zakras.ru/uploads/images/59a926ecbe29e1be2f96bb838d0a08c6)
В академической школе рисунка существует «правильный способ держания карандаша». Таким способом художникам удобно пользоваться, когда они стоят за мольбертом. Рука при этом находится навесу и для работы требуется движение всей кисти. Она не закрывает рисунок, и он не затирается в процессе работы.
![Урок первый. Учимся правильно держать карандаш Урок первый. Учимся правильно держать карандаш](http://zakras.ru/uploads/images/aae8d83875c550bc2d702721546b8864)
Когда художники рисуют за столом (на горизонтальной плоскости), то всегда подкладывают под руку лист чистойбумаги - «Подложку». Подложка позволяет избежать «затирания» бумаги и защищает уже готовую часть рисунка.
ШТРИХОВКА И ТУШЕВКА
Два основных технических приема для тонирования рисунков:
ШТРИХОВКА - это нанесение штрихов (линий) различной толщины и силы нажима на определенном расстоянии друг от друга. Линии могут быть прямыми и кривыми, короткими и длинными, накладываться друг на друга в несколько слоев под разными углами, образуя сетку.
![Урок второй. ШТРИХОВКА И ТУШЕВКА Урок второй. ШТРИХОВКА И ТУШЕВКА](http://zakras.ru/uploads/images/f52c0b84072c8340064a9abeb0d0513b)
ТУШЕВКА - однородная (или с градациями) "заливка" поверхности карандашом без просветов между линиями. Это может быть просто растирание грифеля карандаша по поверхности бумаги для получения сплошного тона различной интенсивности. В отличие от штриховки, при тушевке для получения большей равномерности иногда можно использовать кусочки бумаги, ваты, замши и даже свой палец.
![Урок второй. ШТРИХОВКА И ТУШЕВКА Урок второй. ШТРИХОВКА И ТУШЕВКА](http://zakras.ru/uploads/images/a0a1687d3c4e0c9f5940e90b5e8ca8a8)
УЧИМСЯ ШТРИХОВАТЬ
Чтобы рука послушно наносила штрихи в нужном направлении и с определённой силой нажима руку необходимо тренировать!
Для начала, чтобы почувствовать технику простого карандаша, выполним несколько упражнений для освоения базовой техники графики и рисунка - тонирования карандашом.
Не огорчайтесь, если с первого раза получилось не очень красиво. Эти навыки не появляются сами собой, а требуют многочасовых упражнений. Немного терпения, и результат будет!
УПРАЖНЕНИЕ 1. ОБЩАЯ ШТРИХОВКА
Возьмем лист бумаги альбомного размера, простой карандаш ТМ или НВ и начертим (без линейки) 4 прямоугольника. Первый прямоугольник заштриховываем равномерно, используя только один угол наклона. В других - угол наклона изменяем.
Расстояния между линиями стараемся делать равномерными! Нажим на карандаш - одинаков!
![Урок второй. ШТРИХОВКА И ТУШЕВКА Урок второй. ШТРИХОВКА И ТУШЕВКА](http://zakras.ru/uploads/images/4c917888fb73d5a70014e2716b54a5fe)
УПРАЖНЕНИЕ 2. ШТРИХОВКА С РАЗЛИЧНЫМИ ГРАДАЦИЯМИ
Вычертим два (можно и больше!) прямоугольника. Учимся делать штрихи с разным нажимом. Сильный нажим в начале штриха и очень слабый (почти не касаясь карандашом бумаги) в конце. А теперь так, чтобы штрихи плавно усиливались и потом также плавно ослабевали и сходили на нет. Держим карандаш в руке свободно, как бы делая взмахи. При этом очень хорошо должно работать запястье. Линии необходимо проводить не отрывая карандаша от бумаги! Лист нельзя поворачивать! Цель - научить руку легко двигаться в разных направлениях
при работе карандашом. Не забываем соблюдать одинаковые (либо пропорциональные) расстояния между линиями!
![Урок второй. Штриховка и тушевка Урок второй. ШТРИХОВКА И ТУШЕВКА](http://zakras.ru/uploads/images/bd2b13d6bbeea1f7735c4c150652dcbb)
УПРАЖНЕНИЕ 3. ТОНАЛЬНАЯ ШТРИХОВКА
Нарисуйте несколько прямоугольников и покройте их штриховкой с различной силой, постепенно сгущая тон от светлого к темному. Каждый последующий тон делаем наложением штрихов поверх существующего слоя.
![Урок второй. Штриховка и тушевка Урок второй. ШТРИХОВКА И ТУШЕВКА](http://zakras.ru/uploads/images/c11a9807dbd66d01212d418d0dd8cae8)
УПРАЖНЕНИЕ 4. ПЛАВНОЕ УСИЛЕНИЕ ГРАДАЦИЙ
Заштрихуем длинный прямоугольник, равномерно сгущая тон от светлого к тёмному. Старайтесь добиться максимально плавного усиления тона.
![Урок второй. Штриховка и тушевка Урок второй. ШТРИХОВКА И ТУШЕВКА](http://zakras.ru/uploads/images/573f4a0565cb374ba6734bea90d8c671)
Не прибегайте к растиранию штрихов и старайтесь пока не пользоваться растушевкой.
Эти приемы можно применять по отдельности или вместе.
Тренируясь или рисуя, старайтесь избегать механического тушевания или штриховки. Всегда думайте о характере поверхности, форме и объеме предметов. Штрихуя рисунок, развивайте чувство соотношения силы тонов и умение видеть силу теневых и контрастных соотношений.
БАЗОВЫХ ПОНЯТИЙ О ЦВЕТЕ.
ДBE ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ ЦВЕТОВ
АХРОМАТИЧЕСКИЕ (БЕСЦВЕТНЫЕ) - так условно называют белые, черные, серые цвета. Ахроматические цвета различаются только яркостью (светлотой).
ХРОМАТИЧЕСКИЕ (ЦВЕТНЫЕ) - все цвета радуги (спектра).
Эти цвета обладают тремя основными параметрами: цветовым тоном, насыщенностью, яркостью (или светлотой).
![Урок третий: НЕМНОГО БАЗОВЫХ ПОНЯТИЙ О ЦВЕТЕ ДBE ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ ЦВЕТОВ Урок третий: НЕМНОГО БАЗОВЫХ ПОНЯТИЙ О ЦВЕТЕ ДBE ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ ЦВЕТОВ](http://zakras.ru/uploads/images/37f90aaac14bdcb9b5ff838ebccee272)
ЦВЕТОВОЙ ТОН - основная характеристика цвета, которая позволяет называть его зеленым, красным, желтым и т. д.
![Урок третий: НЕМНОГО БАЗОВЫХ ПОНЯТИЙ О ЦВЕТЕ ДBE ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ ЦВЕТОВ Урок третий: НЕМНОГО БАЗОВЫХ ПОНЯТИЙ О ЦВЕТЕ ДBE ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ ЦВЕТОВ](http://zakras.ru/uploads/images/b4ebd26a2448c1bb6392f45265e731e9)
НАСЫЩЕННОСТЬ - это степень выраженности цветового тона. Самые насыщенные цвета - цвета спектра (радуги). Чем меньше насы-щеность, тем цвет меньше отличается от серого (ахроматического). Например, можно к чистому красному добавить немного белой или черной краски. Цветовой тон от этого не изменяется, так как добавленный ахроматический цвет не имеет цветового тона. Но полученный новый цвет будет менее насыщенным и станет либо более блеклым, либо более темным.
![Урок третий: НЕМНОГО БАЗОВЫХ ПОНЯТИЙ О ЦВЕТЕ ДBE ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ ЦВЕТОВ Урок третий: НЕМНОГО БАЗОВЫХ ПОНЯТИЙ О ЦВЕТЕ ДBE ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ ЦВЕТОВ](http://zakras.ru/uploads/images/a4d879ca2aefa3d9acdfa4a042fec523)
ЯРКОСТЬ (СВЕТЛОТА) - это степень приближения цветов к белому. По яркости мы можем определить, с какой силой предметы освещены, выделить одни как светлые, а другие, наоборот, как темные.
Любой хроматический можно сравнить по яркости (светлоте) с каком-либо другим цветом. Он может быть светлее, равен или темнее его. Например, желтый цвет и его оттенки светлее красных, коричневых, фиолетовых, синих цветов. Яркость хроматического цвета можно сравнить с яркостью ахроматического (красный равен по светлоте темно-серому, а желтый - светло-серому). Яркость может зависеть и от цветовой насыщенности (например, темно-красный ярче, чем светло-красный).
![Урок третий: НЕМНОГО БАЗОВЫХ ПОНЯТИЙ О ЦВЕТЕ ДBE ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ ЦВЕТОВ Урок третий: НЕМНОГО БАЗОВЫХ ПОНЯТИЙ О ЦВЕТЕ ДBE ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ ЦВЕТОВ](http://zakras.ru/uploads/images/9ed412a9e14c9e6c800528f94b5fbf0f)
ВЗАИМНОЕ ВЛИЯНИЕ ЦВЕТОВ
Цвет в природе всегда находится в соседстве или в окружении других цветов. При этом они взаимно влияют друг на друга, изменяясь по цветовому тону, яркости и насыщенности. Находясь в соседстве, цвета могут дополнять, усиливать, ослаблять друг друга или контрастировать.
![Урок третий. НЕМНОГО БАЗОВЫХ ПОНЯТИЙ О ЦВЕТЕ. ДBE ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ ЦВЕТОВ Урок третий. НЕМНОГО БАЗОВЫХ ПОНЯТИЙ О ЦВЕТЕ. ДBE ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ ЦВЕТОВ](http://zakras.ru/uploads/images/3ded572bed5e75479231369c7e49de3c)
Любой цвет в окружении более темных светлеет, а в окружении более светлых - темнеет (контраст по яркости). Красный цвет в окружении зеленого воспринимается более насыщенным, а зеленый предмет на насыщенном зеленом фоне выглядит менее ярким (цветовой контраст).
Благодаря контрасту слабо насыщенные цвета проигрывают от соседства с сильно насыщенным и хорошо воспринимаются рядом с дополнительными. Так, например, бледно-розовый цвет рядом с насыщенным красным кажется совсем блеклым, а размещенный на зеленом фоне — становится более заметным (роза на фоне листьев).
Хроматические и ахроматические цвета, находясь рядом и взаимно влияя друг на друга, приобретают новые цветовые оттенки. Например, в окружении красного цвета серый кажется позеленевшим, на зеленом фоне - розоватым, а в окружении желтого - синеватым и т.д.
Такие же эффекты можно наблюдать у хроматических цветов: желтый на красном чуть зеленеет, на зеленом фоне - краснеет.
ЦВЕТОВОЙ КРУГ - наиболее удобная цветовая модель.
В нем цвета спектра (радуги) расположены по кругу, а пурпурный цвет
связывает крайние цвета (красный и фиолетовый).
![Урок третий. НЕМНОГО БАЗОВЫХ ПОНЯТИЙ О ЦВЕТЕ. ДBE ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ ЦВЕТОВ Урок третий. НЕМНОГО БАЗОВЫХ ПОНЯТИЙ О ЦВЕТЕ. ДBE ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ ЦВЕТОВ](http://zakras.ru/uploads/images/da1693cac3b1789967f155a8638fd280)
ОСНОВНЫМИ цветами в этом круге считают 3 цвета:
красный, жёлтый, синий.
Основной цвет невозможно получить смешивая другие.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ цвет получается при смешивании двух основных цветов, расположенных рядом по кругу: оранжевый, голубой, фиолетовый и пурпурный.
Цвета условно делят на теплые и холодные:
ТЁПЛЫЕ: красный, оранжевый, жёлтый и промежуточные оттенки.
ХОЛОДНЫЕ: синий, голубой, зелёный и переходные — сине-фиолетовый, сине-зелёный.
При соседстве теплые цвета делают холодные цвета более холодными, а холодные, наоборот,
делают теплые цвета более теплыми.
Противоположные пары на цветовом круге добавляют друг другу контраста, а расположенные рядом - теряют яркость и насыщенность (рядом с красным оранжевый цвет кажется желтым).
Смешивать два цвета, расположенные напротив друг друга не рекомендуется, если Вы не хотите получить грязно-серый ахроматический цвет (оранжевый + голубой = серый, желтый + фиолетовый = серый, зеленый + красный = серый).
Прежде чем начать тонировать рисунок, обязательно продумайте общую цветовую гармонию рисунка: теплая или холодная гамма, контраст по яркости, по цвету). Научитесь грамотно использовать взаимное влияние цветов и особенности их психологического восприятия для достижения выразительности и цветового единства рисунка!
КАК СВЕТОМ ПЕРЕДАТЬ ФОРМУ ПРЕДМЕТА
![Урок четвертый. КАК СВЕТОМ ПЕРЕДАТЬ ФОРМУ ПРЕДМЕТА Урок четвертый. КАК СВЕТОМ ПЕРЕДАТЬ ФОРМУ ПРЕДМЕТА](http://zakras.ru/uploads/images/594d86b9a690a1dffc3cc7fb93c3c6ec)
|