Критериальная оценка результатов освоения обучающимися учебного предмета «Изобразительное искусство».
Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Лыкова Е.С.
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формированию критериальной оценки результатов освоения обучающимися учебного предмета «Изобразительное искусство». В статье раскрывается содержание критериев оценки детского рисунка на уроках изобразительного искусства в 1-4 классах. Описываются уровни достижения предметных результатов по предложенным критериям
Children''s drawing estimation criteria
The article describes nowadays problem such as estimate criteria formation for children studying the «Visual Arts» subject. The article reveals the criteria for evaluating children's drawing on the lessons of the fine arts in grades 1 to 4. The article describes the subject achievement levels results based on the proposed evaluation criteria. КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/kriterii-otsenki-detskogo-risunka
Оценка детских рисунков как работ творческого характера требует особого педагогического такта. В первом классе отрицательной оценки за рисунок не должно быть. Дети любят изобразительную деятельность, стремятся рисовать всё, и едва ли слабо выполненный рисунок является результатом нежелания работать скорее это от неумения изобразить, или ребёнку не нравится изображаемый предмет, тема не соответствует складу его характера, настроению, темпераменту. При оценке детского рисунка следует учитывать индивидуальность ученика. В случаях, когда ученик высказывает отрицательное отношение к предложенной теме, лучше разрешить ему рисовать по желанию (с вариациями на данную тему), нежели ставить отрицательную отметку за рисунок. Начинать оценку следует с положительной характеристики работы. Оценка может иметь место на различных этапах урока в начале занятия, в ходе самостоятельной работы детей, в конце урока.
Система объективной оценки складывается (Н.Н. Ростовцев):
1) Как решена композиция: как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание.
2) Характер формы предметов: степень сходства изображения с предметами реальной действительности, пропорции.
3) Качество конструктивного построения: связь детали предмета между собой и всей формой ("не разваливается ли форма")
4) Перспектива: передача её в рисунке.
5) Передача объёма: использование средств рисунка, живописи, законов светотени.
6) Владение техникой: как ученик пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок в построении изображения, какова выразительность линии, штриха, мазка.
7) Общие впечатления от работы. Возможности (способности) ученика, его успехи, его вкус.
Творчество как один из факторов, учитываемых при оценке, складывается из: возрастных особенностей деятельности ученика, качеств его личности, элементов творчества в рисунке. |