Игровые технологии на уроках ИЗО
Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается поток представлений, понятий об окружающем мире.
В.Сухомлинский
Игра, наряду с трудом и
учением – один из основных видов деятельности ребенка. Значение игры
невозможно исчерпать и оценить креативно-развлекательными
возможностями. Являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в
обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и
проявлений в труде. Это важное психолого-педагогическое средство
развития и воспитания. В отличие от игр вообще, педагогическая игра
обладает существенными признаками: четко поставленной целью обучения и
соответствующими ей педагогическими результатами, которые
характеризуются учебно-познавательной напрДля гуманизации
взаимоотношений педагога с детьми, обеспечения гибкого поведения
учителя, экономии нервных затрат педагогов и школьников, а также
повышения творческого потенциала коллективной деятельности, развития
кругозора учащихся, пробуждения интереса к познанию, науке, книге,
учению на уроках ИЗО и во внеурочное время мною широко используются
игровые технологии.
Понятие «игровые
педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и
приемов организации педагогического процесса в форме различных
педагогических игр.
Учитывая специфику предмета выделяю несколько типов игровых технологий на разных этапах урока:
- игры и упражнения на выполнение
изображений из готовых фигур геометрической формы («Составь
изображение», «Чья композиция лучше» и др.), на закрепление знания форм
(«Соотнеси предмет с формой», «Найди предмет нужной формы» идр.),
подвижные игры («Постройте нужную форму»);
- игры и упражнения по цветоведению
(«Составьте пары», «Кто больше», «Оформи царства Снежной королевы и
Жар-птицы», «Теплый-холодный», «Найди лишнее» и др.);
- игры и упражнения, способствующие
усвоению новых терминов, понятий («Продолжите цепочку слов»;
«Сгруппируйте слова по жанрам», «Вычеркните лишнее слово», «Вспомни
слово», «Определи жанр» и др.);
- игры и упражнения для восприятия
произведений искусства («Войдите» в картину», «Подберите прилагательные,
характеризующие картину»; «Сравните впечатления», «Подберите
стихотворение», «Угадай произведение искусства», «Что лишнее?» и др.);
- часто в своей работе использую
дидактические игры и упражнения на чувственное восприятие каких-то,
явлений, качеств характера и передачу впечатлений на бумаге. Например,
«Составь музыкальное пятно». Называю какое-то явление, допустим
«цветущая вишня», а дети сначала в своем воображении создают этот образ,
а потом переносят его на бумагу. И наоборот, показываю «музыкальное
пятно» и предлагаю соотнести его с каким-то образом или явлением
(дидактическая игра «Угадай, что это?»). Предлагаю изобразить на бумаге
доброту, злость, радость, вкус какого-то продукта, природное явление
абстрактно. Иногда произношу или вывешиваю на доске наборы каких-то
слов, характеризующих предмет, явление или живое существо, например:
1) мягкий, пушистый, нежный, ласковый;
2) колючий, холодный, острый, сердитый
– и у ребенка в воображении возникает образ, который передается на бумаге.
Нередко начинаю урок с
дидактического упражнения «Нарисуй словесную картинку». Называю
явления: вьюга, гроза, осенний дождь, листопад, шторм на море, – прошу
рассказать, что они представляют себе, в каких красках.
А для закрепления знаний о цвете выполняем треннинговые упражнения. Предлагаю закрыть глаза и представить:
1)
- желтый цвет во всем поле зрения, а теперь, как по спектральной ленте, он переходит постепенно в красный…
- красный цвет во всем поле зрения, а теперь он переходит в синий и т.д.
2)
- на зеленом поле – красные треугольники;
- на голубом фоне – нежно-розовые шары;
- по красному полю – шагают зеленые квадраты;
- на оранжевый пол – падают фиолетовые кляксы.
- сюжетно-ролевые игры («Лучший экскурсовод», «Следствие ведут знатоки» и др.);
- игры и практические упражнения по ДПИ («Составь узор», «Угадай, что лишнее», «Продолжи орнамент» и др.);
- интеллектуальные игры («Самый умный», «Умники и умницы» и др.).
Кроме этого в
начальной школе присутствие на каждом уроке братьев-художников, а
именно: мастера Изображения, мастера Украшения и мастера Постройки, -
предполагают создание игровой ситуации, как само собой разумеющейся.
Точно также создание каких-то сказочных волшебных ситуаций, присутствие
сказочных героев, исторических лиц ит.д.
Игровая деятельность
позволяет более рационально использовать учебное время, вызывает у детей
интерес к познанию окружающего мира, что положительно сказывается на их
продуктивно-изобразительной деятельности и отношении к занятиям. Во
время игровых ситуаций у детей значительно возрастает острота зрения.
Игры, игровые моменты, элементы сказочности служат стимулятором
нервно-психологической деятельности, потенциальных способностей
восприятия, позволяют корректировать психологическое состояние и
поведение учащихся, развивают коммуникативные способности.
Использование таких
игр и упражнений на уроке способствуют не только развитию ребенка, но и
воспитывают интерес к изобразительному искусству как учебному предмету и
искусству в целом.
Людмила Викторовна
Лисицина
http://lyuda-lisitsina.narod.ru/
|