ИКТ-компетентность
(информационно-коммуникативная компетентность)
учителя

ИКТ-компетентность (информационно-коммуникативная компетентность) учителя – это комплексное понятие.
Его понимают как целенаправленное , эффективное применение
технических знаний и умений в реальной образовательной деятельности. ИКТ-компетентность учителя является оставляющей профессиональной компетентности учителя.
Выделяют три основные аспекта ИКТ- компетентности:
- Наличие достаточно высокого уровня функциональной грамотности в сфере ИКТ
- Эффективное , обоснованное применение ИКТ в образовательной деятельности для решения профессиональных задач;
- Понимание ИКТ как основы новой
парадигмы в образовании, направленной на развитие учащихся как субъектов
информационного общества, способных к созданию новых знаний, умеющих
оперировать массивами информации для получения нового интеллектуального
и/или деятельностного результата.
ИКТ-компетентность учителей и применение ИКТ в
образовательном процессе возникает с появлением нового педагогического
функционала и/или c целью достижения новых образовательных результатов в
рамках модернизации российской системы образования.
ИКТ-компетентность учителя должна обеспечивать реализацию
• новых целей образования;
• новых форм организации образовательного процесса;
• нового содержания образовательной деятельности.
ИКТ-компетентность учителя

ИКТ-грамотность и ИКТ-компетентность учителя - это разные понятия.
ИКТ-грамотность –
знания о том, что из себя представляет персональный компьютер,
программные продукты, каковы их функции и возможности, это умение
«нажимать на нужные кнопки», знание о существовании компьютерных сетей
(в том числе Интернет).
ИКТ-компетентность – не только использование различных информационных инструментов , но и эффективное применение их в педагогической деятельности.
http://edu-lider.ru/
Что такое ИКТ
Информационные
технологии обучения – это все технологии, использующие специальные
технические средства (компьютер, аудио, кино, видео), т.е. компьютерную и
информационную технику.
Информационные
и коммуникационные технологии (ИКТ) – это «широкий спектр цифровых
технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и
оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные
линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети
беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет)»
Все
средства ИКТ (информационные и коммуникационные технологии), применяемые в
системе образования можно разделить на два типа: аппаратные и программные.
Аппаратные
средства:
Компьютер
- универсальное устройство обработки информации.
Принтер
позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную
учащимися или учителем для учащихся. Для многих школьных применений желателен
цветной принтер.
Проектор
повышает уровень наглядности в работе учителя, а также возможность представлять
учащимся результаты своей работы всему классу.
Телекоммуникационный
блок дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам,
позволяет вести дистанционное обучение и переписку с другими школами.
Устройства
для ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами
- клавиатура и мышь Особую роль соответствующие устройства играют для
учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.
Устройства
для записи (ввода) визуальной и звуковой информации (сканер,
фотоаппарат, видеокамера, аудио- и видеомагнитофон) дают возможность
непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего
мира.
Устройства
регистрации данных (датчики с интерфейсами) существенно расширяют
класс физических, химических, биологических, экологических процессов,
включаемых в образование при сокращении учебного времени, затрачиваемого на
рутинную обработку данных.
Управляемые
компьютером устройства дают возможность учащимся различных уровней
способностей освоить принципы и технологии автоматического управления.
Внутриклассная
и внутришкольная сети позволяют более эффективно использовать
имеющиеся информационные, технические и временные (человеческие) ресурсы,
обеспечивают общий доступ к глобальной информационной сети
Аудио-видео
средства обеспечивают эффективную коммуникативную среду для
воспитательной работы и массовых мероприятий.
Программные
средства:
Общего
назначения и связанные с аппаратными (драйверы и т. п.) дают
возможность работы со всеми видами информации.
Источники
информации — организованные информационные массивы энциклопедии на
компакт-дисках, информационные сайты и поисковые системы Интернета, в том числе
специализированные для образовательных применений.
Виртуальные
конструкторы позволяют создавать наглядные и символические модели
математической и физической реальности и проводить эксперименты с этими
моделями.
Тренажеры
позволяют отрабатывать автоматические навыки работы с информационными
объектами: ввод текста, оперирование с графическими объектами на экране и пр.
Тестовые
среды позволяют конструировать и применять автоматизированные
испытания, в которых учащийся полностью или частично получает задание через
компьютер, и результат выполнения задания также полностью или частично
оценивается компьютером.
Комплексные
обучающие пакеты (электронные учебники) — сочетания программных
средств перечисленных выше видов — в наибольшей степени автоматизирующие
учебный процесс в его традиционных формах, наиболее трудоемкие в создании,
наиболее ограничивающие самостоятельность учителя и учащегося.
Информационные
системы управления обеспечивают прохождение информационных потоков
между всеми участниками образовательного процесса: учащимися, учителями,
администрацией, родителями, общественностью.
Экспертные
системы — программная система, использующая знания
специалиста-эксперта для эффективного решения задач в какой-либо предметной
области.
Система
электронных классных журналов. Система
электронных журналов — это удобный, мощный, а главное полностью
бесплатный инструмент для создания единого информационно-образовательного
пространства учебного заведения и взаимодействия образовательного учреждения с
родителями учащихся.
Благодаря
развитой сиcтеме шаблонов и справочников, работа из рутинной превращается в
удовольствие. А система разделения прав пользователей позволяет вовлекать в
процесс всех педагогов школы, включая неподготовленных.
Система
электронных журналов предоставляет возможности: публикация расписания для
каждого класса, возможность задавать названия класса, публикация информации о
школе, ведение дневника учащегося.
|