МО учителей изо Анжеро-Судженска Суббота, 25.11.2017, 02:53
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Копилочка [25]
Книги [1]
Кинозал [2]
Учим рисовать [40]
ЛикБез [15]
ФГОС [14]
Релаксация
Аквариум поможет расслабиться. Просто любуйтесь и наслаждайтесь. Никуда нажимать не надо.
Часы работы
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 214
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Файлы » Учим рисовать

Передача объема и формы предмета
27.02.2017, 16:36

Передача объема и формы предмета

      Как на бумаге передать объем и форму предметов. И в этом вопросе часто заходит в тупик. А между тем, зрительное восприятие формы и объема напрямую зависит от закономерностей такой вещи, как светотень. В принципе, эти закономерности можно проследить, просто наблюдая за окружающими нас предметами, освещенными искусственным или естественным цветом. Особенно четко это видно на предметах простых геометрических форм – шарах, цилиндрах, пирамидах и т.п. Для того чтобы серьезно овладеть тональным рисунком, нужно хорошо знать эти законы светотени.
Светотень можно условно разделить на несколько «частей». Чтобы было понятней, рассмотрим простой цилиндр.
         Если осветить его искусственно, то градация светотени будет видна очень отчетливо. Итак. Градация такова: блик, свет, полутень, тень собственная, рефлекс, падающая тень. Чтобы еще более четко разделить их, представим цилиндр граненым. 
        Свет – это наиболее освещенная поверхность, лучи света на нее падают под более прямым углом. На свету всегда будет самое яркое небольшое пятно – блик (это то место, где лучи света, отражаясь от поверхности предмета, попадают прямо в наш глаз). Разумеется, блик не обязан быть идеально белым. Все зависит от общей тональности рисунка. Если вы рисуете черный матовый шарик, на нем никогда не будет белого блика. Блик – самое светлое пятно относительно вашего рисунка, здесь и сейчас, так сказать. Затем форма предмета поворачивается, лучи света падают под другим углом, и получается полутень. Переход от света к полутени, а дальше к тени на округлых предметах очень плавный, без четких границ. Итак, далее тень собственная. Это то место на поверхности предмета, куда лучи света не попадают вообще. Это самое темное место на поверхности предмета. Нужно помнить, что тень идет по поверхности предмета и будет принимать его форму. Если мы рисуем шар (или другие круглые, шарообразные предметы), то тут нужно помнить, что граница тени на всем своем протяжении не может быть одинакова. Ближняя к нам выпуклая поверхность теневой границы будет темнее чем края. 
          Затем рефлекс. Это очень важно. Многие упускают рефлексы, не рисуют их, а ведь без этого невозможно полноценно передать форму предмета. Лучи света, которые падают не только на предмет, но и освещают все вокруг, отражаются от окружающего предметного пространства (например, от поверхности стола, на котором лежит предмет, или от окружающих предметов) и бросают отражение на предмет, который мы, собственно, рисуем. Это и есть рефлекс. Он светлее тени, но ни в коем случае рефлекс не может быть такого же тона, как и свет. Он должен быть темнее света, полутени, но светлее тени. Конечно, точного рецепта тут нет, насколько темнее или светлее – нужно смотреть в каждом индивидуальном случае.
       Кроме собственной тени у предмета есть еще одна – падающая. Думаю все понятно – предмет своей массой загораживает путь лучам света, и они не попадают на поверхность, на которой стоит предмет. Так и получается падающая тень. Она тоже имеет свои градации тона. У основания предмета тень обычно более темная и насыщенная. А чем дальше от предмета – тем она становится бледнее и размытее.
       В общем, независимо от формы предмета, простая она или сложная – закон распределения света и тени всегда одинаков.
       Но есть еще дополнения. Мы же рисуем не плоские пятна, а объемные предметы освещаются неравномерно. Степень освещения зависит от положения предмета в пространстве относительно источника света, от характера источника света, расстояния от поверхности предмета до источника света, а также от падения луча света на поверхность.
        Также степень освещенности предмета зависит от того, как близко предмет находится к источнику освещения. По мере приближения предмета к свету, его освещенность будет усиливаться, и наоборот, по мере удаления – ослабевать.

 

 

 

Освещенность предметов в рисовании форм передают штриховкой и тушевкой. Правильное рисование освещенности в рисунке помогает выявить форму предмета и связь его с окружающей средой.


Мы видим форму предметов в отраженном свете (солнца, лампы, свечи и т.д.). Отражательная способность поверхности зависит от материала предмета. Полированная и глянцевая поверхности отражают свет направленно, а шероховатая и матовая -рассеивают световые лучи во все стороны. Поэтому предметы с гладкой фактурой воспринимаются более ярко, чем шероховатые.


Световые лучи, попадая на различные плоскости предметов, освещают их неодинаково: одни получают больше света, другие — меньше, а третьи — совсем не освещаются. Освещенность формы зависит от того, под каким углом эта плоскость находится по отношению к источнику освещения, а также от расстояния до источника света (чем ярче освещение, тем контрастнее становится переход от света к тени).


В рисунке степень освещенности поверхности выявляют при помощи тоновых отношений. Тоновые отношения показывают, во сколько раз одна плоскость темнее или светлее другой. С помощью градаций яркости в рисунке можно передать форму предметов, их обьем, рельеф их поверхности, освещённость и глубину окружающего пространства.


Светотень — распределение освещённости, изображаемое на поверхности объекта с помощью различной яркости.
Использование светотени позволяет сделать рисунок не плоским, а пространственно-объемным.

 

Светотень в рисовании можно представить следующими элементами: свет, полутень, тень (собственная и падающая), рефлекс и блик.

Свет — части поверхности, ярко освещенные источником света.

Блик — световое пятно на ярко освещенной выпуклой или плоской глянцевой поверхности,
самая светлая часть поверхности предмета.

Тени — неосвещённые или слабо освещенные участки объекта. Тени на неосвещённой стороне
объекта называются собственными, а отбрасываемые объектом на другие поверхности —
падающими.

Полутень — слабая тень, возникающая, когда объект освещен несколькими источниками
света, и участки, где свет переходит в тень. Она также образуется на поверхности, обращенной
к источнику света под небольшим углом.

Рефлекс — слабое светлое пятно в области тени, образованное лучами, отражёнными от
близко лежащих освещенных объектов.

Чтобы представить, как в рисунке свет будет падать на объекты, рассмотрим простые геометрические формы - куб, цилиндр, шар. Все простые и более сложные формы (тело человека, одежда) имеют одни и те же законы светотени.

 

Урок четвертый. КАК СВЕТОМ ПЕРЕДАТЬ ФОРМУ ПРЕДМЕТА

 

 

Категория: Учим рисовать | Добавил: Админ | Теги: передача, предмета, формы, объема
Просмотров: 45 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Личный кабинет
Гость



Группа:
Гости
Время:02:53

Уважаемый Гость, мы рады видеть Вас на сайте! Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!

Время
Рекомендуем
  • Департамент образования КО
  • КРИПКиПРО г. Кемерово
  • Кемеровская областная научная библиотека им В.Д. Федорова
  • УО г. Анжеро-Судженска
  • Центральная библиотека
  • Школы
  • Школа № 3
  • Школа № 7
  • Школа № 8
  • Гимназия № 11
  • Школа № 12
  • Школа № 17
  • Школа № 18
  • Школа № 20
  • Школа № 22
  • Школа № 29
  • Школа № 32
  • Школа № 36
  • Школа № 37
  • Школа № 38
  • Дополнительное образование
  • ДХШ №12
  • ДМШ №19
  • МБОУ ДОД "СЮТур
  • ДООСЦ "Олимп"
  • ДДТ
  • ДЭБЦ им. Г.Н. Сагиль
  • МЕТОД.СУНДУЧОК – Сайт учителя изо
  • УМЕЛЫЕ РУЧКИ – Поделки своими руками
  • Черчение и ИКТ – Электронный учебник
  • Поиск
    Календарь